Напомним, что этот закон был принят депутатами Государственной Думы по инициативе Президента России Дмитрия Медведева 23 марта. Согласно новому закону минимальная численность партий сократилась с 40 тысяч до 500 человек. Но если партия в течение семи лет подряд не принимает участие в выборах, она, согласно закону, подлежит ликвидации.
Партия также будет обязана предоставлять в Центризбирком раз в три года, но не позднее 1 апреля, сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств. Напомним, что в настоящее время партии отчитываются о расходовании средств ежегодно.
Поменялась и схема представительства делегатов. Теперь на учредительный съезд могут приехать по два делегата от каждого отделения из 42 регионов вместо трех.
Новый закон вводит также запрет на использование при регистрации наименований, которые схожи с названиями существующих или уже не существующих политических партий «до степени смешения». Поэтому пока непонятно какая, к примеру, из трех партий: «Монархическая партия «Самодержавная Россия», «Монархическая партия России» или «Политическая партия «Монархическая партия» в итоге пройдет регистрацию по своему первоначальному названию. В группу риска также входят партии, в названии которых употребляются слова или производные от слов «народ» и «родина».
А вот учредители партийных объединений: «Субтропическая Россия», «Партия любви», «Партия любителей пива», «Пираццкая партия» а также политической партии «Без названия», скорее всего, могут пока не беспокоиться относительно уникальности своего названия. Впрочем, также как и партия, которая носит вот такое название – «Народная, Казачья Консолидация противодействия чиновникам, нарушающим законы, Конституцию и природные права Казаков на самоорганизацию и самоуправление «Союз Казачьих Формирований Российской Федерации».
Новый закон уже вызвал среди экспертов много споров. Одни полагают, что множество мелких партий-клонов вызовет в политической системе настоящий хаос. Ведь еще на стадии его рассмотрения в Минюст РФ поступило свыше 70 заявок на создание оргкомитетов, которые готовы стать партиями. Кроме того, по мнению экспертов, большое количество партий будет дезинформировать избирателя и усложнит проведение предвыборных кампаний. Еще эксперты опасаются резкого роста националистических и экстремистских партийных объединений и предлагают принять на этот счет дополнительный запретительный закон.
Доктор политических наук, профессор ВАГС Алексей Бардаков считает, что принятие этого закона позволит политической элите сохранить должный уровень контроля в обществе и не даст царящим протестным настроениям трансформироваться в нечто другое.
– Сегодня существует достаточно много аморфных мутирующих социальных групп, для которых партия удобный и самое важное легитимный формат объединения. Поэтому очевидно, что партий нужно много. Если рассматривать этот процесс с позиции прагматизма, то наличие разноформатных партий позволяет простому человеку из всего многообразия выбрать то, что ему действительно близко, понятно и направить свою энергию в позитивное и легитимное русло, – считает Бардаков.