Больше партий хороших и разных
Напомним, что в конце февраля Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий ряд мер, направленных на либерализацию партийного строительства. Он вызвал горячие споры не только в обществе, но и среди парламентариев. Причем противниками демократизации неожиданно выступили представители думской оппозиции, которые в предвыборный период упорно критиковали старый закон. Так, ЛДПР и КПРФ потребовали в 10 и даже в 20 раз повысить минимальную планку численности, а также запретить «малым» партиям называться даже просто российскими.
По мнению депутата Государственной Думы Олега Савченко, страхи думской оппозиции совсем неслучайны. Благодаря изменениям тот протестный электорат, который они использовали, скорей всего найдет более привлекательные для себя партийные проекты.
– Это типичная для оппозиции практика двойных стандартов. Они всегда будут чем-то недовольны. В стране должно быть все всегда плохо, только тогда их критиканская риторика будет востребована. Мы всегда призываем оппозицию к конструктивному диалогу, но, к сожалению, видим, как сегодня, что даже их собственные инициативы в итоге оказываются для них предметом критики, – отметил Савченко.
Впрочем, другая поправка, предложенная думской оппозицией, была принята. В законопроекте появилась норма, обязывающая Минюст в письменном виде и максимально подробно объяснять причину отказа партии в регистрации.
Всего депутаты одобрили 16 поправок, согласно которым по новой схеме партии смогут регистрироваться сразу после опубликования закона в официальных СМИ в апреле-мае этого года. Отметим, что на сегодняшний день в Минюсте уже лежат заявки от 68 инициативных групп, готовых стать партиями уже этой весной.
Война клонов
Согласно поправкам регистрация партий будет прекращаться автоматически в случае, если они ни разу за 7 лет не поучаствуют в выборах. Кроме того, в законе закрепляется, что новые политические партии в своих названиях не должны использовать названия уже действующих партий, а также их аббревиатуры.
Как считает Олег Савченко, приняв законопроект во втором чтении, депутаты сделали принципиально важный шаг в сторону демократизации политической системы, который будет по достоинству оценен обществом.
– Этот закон обещал россиянам президент, обещала партия «Единая Россия», так как мы считаем, что он сегодня очень востребован в обществе. Если раньше актуально было внести некоторые ограничения в партстроительство, то сейчас время требует обратного процесса – снизить порог доступности для участия в политической жизни страны. Это нормально. Самосознание нашего общества значительно выросло, и оно требует больше возможностей и средств для самореализации, – считает Савченко.
Аттестат общественной зрелости
Заместитель председателя комитетa по организации государственной власти и местному самоуправлению Сергей Булгаков уверен, что новый закон будет востребован россиянами. Потому что, по его мнению, политическая либерализации – это показатель политической зрелости всего гражданского общества.
– Политическая система не может быть незыблемой. Она должна постоянно совершенствоваться в зависимости от существующих реалий и в соответствии с новыми требованиями современности. Новшества в законодательстве дадут возможность не только вовлекать в политическую жизнь талантливых молодых людей, но и позволят им открыто высказывать совершенно различные, зачастую прямо противоположные точки зрения. Уверен, что это очередной шаг к развитию гражданского общества и укреплению демократии в нашей стране, – отметил Булгаков.
Доктор политических наук, профессор ВолГУ Сергей Панкратов выразил мнение, что принятие такого прогрессивного закона значительно ускорит развитие гражданской инициативы. В то же время политолог выразил опасение по поводу излишней эклектичности будущей политической системы. Он считает, что могут возникнуть квазипартии, созданные не для выражения точки зрения определенных социальных групп, а исключительно для саморекламы и популизма. Еще одной опасностью, по мнению Сергея Панкратова, может стать появление партий, члены которой будут отбираться по национальному или религиозному признаку.