Компенсации для волгоградских депутатов проверит прокуратура

В результате резонанса, который поднялся вокруг депутатов Волгоградской городской думы в связи с их попыткой вернуть себе денежные компенсации и информацией о договоре на аренду автомобилей общей стоимостью 16 миллионов, от машин народные избранники решили все же отказаться. А вот от денег не смогли. В этом им может помочь надзорное ведомство.

Нельзя, но очень хочется

Волгоградской общественностью активно обсуждается и осуждается решение депутатов городской думы о возврате денежных компенсаций. Напомним, народные избранники отказались от них в середине лета, мотивировав это необходимостью экономии бюджетных денег. Сумма компенсаций составляла 30 – 40 тысяч рублей. Выяснилось, что этот самоотверженный поступок пробил брешь в депутатских карманах, потому что теперь думский корпус от ранее принятого решения отказался.

Положение о денежных компенсациях для «приходящих» депутатов существует в любом региональном законодательстве. Норма эта нежесткая – суммы компенсаций варьируются в зависимости от субъекта. Единого подхода к основанию их выплат тоже нет, все на индивидуальное усмотрение. По определению эта компенсация предназначена на покрытие расходов в связи с депутатской деятельностью, но статьи этих расходов нигде не обозначены. Что касается волгоградской прокуратуры, то она, по всей видимости, считает такие компенсации излишеством. В 2008 году предыдущим составом думы уже была предпринята попытка установления дополнительных денежных выплат в таком виде – тогда их размер составлял 65 тысяч рублей. К слову сказать, за прошедшие шесть лет методы у депутатов не изменились – и тогда денежный бонус пытались «протащить» в списке общих вопросов под покровом тайны. Но прокуратура признала постановление незаконным: депутаты, которые не работают в думе на постоянной основе, по определению не могут получать выплат, потому что имеют другой источник дохода – так было мотивировано ее решение.

Тем не менее, народные избранники умудряются проявлять чудеса изворотливости. А иначе как объяснить, что в 2012 году злополучные компенсации опять всплывают в бюджете? Согласно итогам проверки КСП, депутаты, работающие на непостоянной основе, в 2012 году ежемесячно получали как минимум 85,7 тысячи рублей в «виде компенсаций за проделанную работу». С 1 января 2013 года депутаты проиндексировали этот «оклад», увеличив его до 90,8 тысячи рублей. Эта информация появилась почти год назад, и тогда на нее никто не обратил особого внимания. Да и в этот раз, когда депутаты гордо отказывались от компенсаций, никто не спросил, с чего они вообще их начали получать. Зато теперь прокуратура Волгограда вновь задалась вопросом о правомерности действий думцев. По информации источника "Волгоградской правды" в настоящее время решение о компенсациях опротестовано. В пресс-службе ведомства подтвердили, что в настоящее время по этому вопросу проводится проверка. Пожалуй, в сложившейся ситуации отрезвить зарвавшихся думцев сможет только это. Ведь, несмотря на разгоревшийся скандал, они упрямо стоят на своем – на заседании думы, прошедшем в минувшую среду, депутату Дмитрию Крылову, пытавшемуся внести вопрос о правомерности компенсаций в повестку, попросту не дали слова.

Кому и за что?

Шансов оставить последнее слово за собой в споре с прокуратурой, если таковой будет инициирован, у депутатов мало – слишком уж размыто юридическое определение у данных выплат, тем более в кризисный период. В Трудовом кодексе существует понятие заработной платы и материальной помощи, назначаемой в специальных случаях ввиду острой финансовой нужды. Но ее в таких случаях народным избранникам еще предстоит обосновать, а это будет непросто, если учесть, что об их доходах никто ничего толком не знает. Информация о них присутствует лишь у тех пяти человек, которые работают на постоянной основе – Ирины Каревой («Справедливая Россия»), Натальи Трубиной, Андрея Косолапова, Андрея Таева и Елены Вознесенской (все четверо – члены партии «Единая Россия»). Зато в кругах, приближенных к гордуме, ходят слухи о суммах, которые были потрачены некоторыми другими депутатами на приобретение мандата: разброс от 4 до 13 миллионов. В этом ряду чаще всего упоминаются имена Евгения Щура, Светланы Титовой, Алексея Зверева (все трое – члены партии «Единая Россия»). Информация, понятное дело, недоказуемая, но в любом случае очень сложно представить, что директор группы строительных компаний, директор компании, занимающейся благоустройством городских улиц по муниципальному подряду или директор комплекса ресторанов и гостиниц критически нуждаются в бюджетных деньгах и разного рода компенсациях расходов на канцтовары или проезд. А ведь в общей сложности по компенсациям «набегает» почти 15 миллионов рублей.

Сумму эту оценивать можно по-разному, все зависит от контекста. А контекст сейчас таков, что ввиду чрезвычайно напряженного бюджета муниципалитеты сокращают выполнение социальных обязательств по максимуму, там, где это возможно. Под «нож» попали молочные кухни, проезд школьников в общественном транспорте и несколько других важных статей. Причем во всех этих случаях речь шла о суммах, куда меньших, чем 15 миллионов. Возмущение общественности после того, как факт всплыл на поверхность, вполне прогнозируемо. Но еще больший градус накалу народного гнева придало то, что поправку о надбавках законодатели попытались тонко замаскировать.

– На этом заседании думы речь шла о коррективах в бюджет на будущий год и на плановый период шестнадцатого года, – говорит гражданский активист Эдгар Петросян. – Сумма компенсаций приличная, поэтому, по логике вещей, вопрос должен был обсуждаться отдельно. Но его внесли в раздел «Разное» в повестке дня и приняли практически не глядя, хотя едва ли кто из присутствующих на заседании не знал, о чем идет речь. Однако сейчас взят курс на тотальную экономию по всем статьям, в стране кризис. Об этом говорят на самых разных уровнях, в том числе и губернатор. Было бы странным выбивать себе деньги открыто, а потому их желание сделать все по-тихому понятно. Но раз уж правда стала известна, я думаю, этот состав думы приблизил свой конец. В их работе и без того много промахов, и о возможном переизбрании думы до срока говорят очень активно. Это – еще одна веская причина.

Панды при мандатах


Впрочем, кое-чем депутатам уже все же пришлось поступиться. Так на сайте госзакупок заявка на аренду автомобилей стоимостью 16 миллионов была отменена. Причем прозрение явно пришло свыше, а не по воле самих думцев, ведь они за железных коней сражались до последнего.

Чтобы внести в дело ясность, поясним – машины для депутатов не приобретаются, а арендуются. Покупка услуги дешевле, чем покупка самого авто. Как утверждает вышеупомянутый Евгений Щур, ездить они собирались на «Хендаях» семилетней давности, по факту контракт просто обновлен с прошлого года, а машины остались те же. Однако каким образом рассчитывается необходимое количество машин – неизвестно. Депутатов в думе 48, комитетов 17, машин арендуется – 15. К чему привязано именно такое количество – непонятно, непонятно и то, нужны ли они самим избранникам, интересуются ли их мнением перед оформлением аренды. По информации источника в гордуме, машины себе «заказывают» те, кто пожелает, они же и ездят на них в течение года, то есть по факту служебная машина превращается в персональное авто. Ни о каком коллективном пользовании речи не идет.

– Вот, например, в прошлом году я отказался от служебного автомобиля, – говорит депутат Дмитрий Крылов. – Но деньги на аренду, насколько мне известно, так и продолжили выделяться. И куда они в таком случае пошли – не знаю даже я. Крайних тут вы никогда не найдете, хотя я по фамилиям могу назвать заинтересованных лиц. Люди, которые такие поправки инициируют, пекутся только о своих интересах, хотя внешне выглядят очень благовидно. Способ возместить убытки ими находится всегда. Они как панды – добрые, пушистые и мягкие. До тех пор пока не отберут бамбук.

Администрация Волгограда комментариев по поводу аренды прошлого года не дает. Хотя, если смотреть объективно, сэкономить на этой статье просто невозможно. Депутатов изначально больше чем машин, поэтому если кто-то и откажется, то автомобиль «с баланса» не снимут, даже если он будет все время стоять в гараже. Но только вряд ли, судя по тому, как яростно бьются депутаты за четырехколесных друзей. Сами они объясняют это крайней необходимостью.

– Депутат не находится постоянно в кабинете, поскольку его задача – работать непосредственно с избирателями, проводятся приемы в округах, а туда нужно выезжать – для этого и необходим автомобиль, – поясняет единоросс Сергей Пискарев.

Возможность использования для этих целей общественного транспорта депутат категорически не рассматривает – долго, да и не везде можно доехать. А Евгений Щур помимо всего прочего обвиняет волгоградскую прессу в разжигании скандала.

– Вы же понимаете, это раздражает людей, у которых с экономикой, долларами голова кругом, а тут еще и депутаты себе якобы машины представительского класса покупают, – говорит он.

Остается только порадоваться за то, что Евгений Щур тонко ощущает текущий политический момент. А заодно привести сведения из объявления об аренде: цифровая сотовая радиотелефонная связь, CD -магнитола, подлокотники, тканевый салон и бензиновый двигатель объемом не менее 2.0. Вполне возможно, что на представительский класс описание действительно не тянет. Но, судя по комментариям на региональных информационных порталах, форумах и блогах, у волгоградцев все же остались вопросы о том, насколько в принципе необходимы подлокотники и дисковая магнитола для успешного осуществления работы на округе, если их наличие было оговорено в заказе отдельной строкой. Равно как и о том, что мешает депутату перемещаться в пределах своего округа на общественных видах транспорта, особенно в условиях тотальной бюджетной экономии. Теперь возможность отведать прелестей передвижения на маршрутке народным избранникам все же представится.

DNG

Поделиться в соцсетях