Муниципалитеты в Волгоградской области хотят устойчивости и самостоятельности

Муниципалитеты в Волгоградской области хотят устойчивости и самостоятельности
Сколько «стоят» полномочия – новый порядок распределения полномочий между селами и районами, а также финансовый аспект этой непростой проблемы – обсудила Ассоциация «Совет муниципальных образований Волгоградской области».


Участие в разговоре принимал губернатор Андрей Бочаров, который отметил, что считает ключевым мнение этой общественной структуры по всем вопросам, связанным с жизнью поселков, районов и городов.

Создана ассоциация еще в 2006 году для обеспечения защиты прав муниципальных образований, представления их общих интересов и координации деятельности в правовой, организационной и финансово-экономической сферах. За это время в России было принято две редакции основополагающего закона о местном самоуправлении. Однако проблемы у территорий остались прежними. И главная – необеспеченность полномочий деньгами.

Сегодня этот болезненный вопрос обострился в связи с необходимостью перераспределения функций между районами и поселениями.

Тема в регионе еще дискутируется, и однозначного решения пока нет. Только в двух районах – Городищенском и Клетском – села готовы реализовать новый порядок в полном объеме, передав свои функции вышестоящему уровню в соответствии с федеральным законом № 136. Еще 11 районов области, среди которых Даниловский, Еланский, Камышинский, Кумылженский и другие, ничего менять не хотят, предпочитая работать в прежнем режиме. На остальных территориях сельские муниципалитеты согласны поделиться полномочиями лишь частично, мотивируя это тем, что боятся потерять деньги.

Чтобы выработать единый подход для всего региона и перейти в 2016 году на новый формат, губернатор Андрей Бочаров поставил задачу областным финансистам просчитать «цену» каждого полномочия. На этой основе будет легче предложить компромиссный вариант. Главное, подчеркнул Андрей Бочаров, это интересы жителей: новая схема работы должна помогать решению проблем на местах, а не наоборот.

Сами муниципалы с таким подходом согласны и отмечают – сегодняшние бюджеты сельских поселений, увы, позволяют полноценно исполнять максимум 5-7 полномочий из 44, установленных федеральным законом. Однако очевидно и другое: районная казна с приобретением новых функций тоже богаче не станет – и на этом уровне сейчас также острейший денежный дефицит.

Но Ассоциация «Совет муниципальных образований Волгоградской области» готова предложить пути решения вопроса.

– Сейчас доля собственных доходов в местных бюджетах составляет от 20 до 57 %, – поясняет руководитель ассоциации, глава администрации Еланского района Александр Носов. – Недостающую часть территории получают в виде трансфертов, дотаций и субсидий от региона. Но почему бы не сделать это за счет передачи муниципалитетам дополнительных налогов и неналоговых доходов, закрепив их, скажем, на три года? Тем самым удастся повысить устойчивость и самостоятельность местной власти.

Самый показательный пример – НДФЛ. Это основной налог, который поступает в муниципальные районы. Однако рычаги контроля этого сбора у местных властей отсутствуют.

– Мы не можем проследить начисление, уплату и не можем наказать тех, кто не исполняет свою обязанность, – утверждает Александр Носов. – Налоговым органам маленькие предприятия не интересны, однако доходы местных бюджетов в основном зависят именно от таких мелких структур.

Аналогичная ситуация и по некоторым другим платежам. Еще в 2013 году на региональном уровне обсуждалась возможность передачи местным властям недоимки по транспортному налогу, однако окончательного решения так и не было принято. Между тем на 1 апреля 2014 года сумма недополученных средств по этому платежу составила 686 миллионов рублей, а на 1 апреля 2015-го – уже 841.

Руководители муниципалитетов уверены – при наличии у них полномочий недоимку удалось бы существенно сократить, пополнив бюджеты.

Пока же на местах приходится не только констатировать наличие огромных дыр в казне, но и отбиваться от многочисленных контрольно-надзорных органов, требующих исполнения законов, постановлений и инструкций, на которые просто нет денежных средств. При этом каждое такое нарушение – это штраф. Как прозвучало на заседании ассоциации, только в 2014 году сумма примененных санкций к должностным лицам на местном уровне составила 17 млн рублей. Это бюджет нескольких сельских поселений!

Самое обидное, говорят главы муниципальных администраций, что штрафы лишают и без того бедную казну средств, остро необходимых на исполнение тех же социально значимых полномочий. Несколько раз ассоциация пыталась организовать диалог с контрольно-надзорными органами на эту тему. Обращалась даже в областную прокуратуру, чтобы под ее эгидой провести «круглый стол». Но получила отказ с мотивировкой – нужды в этом нет.

Сейчас муниципалитеты надеются вернуться к решению вопроса уже при содействии региона.

DNG