Сергей Чернов: «Межнациональных конфликтов в Волгоградской области нет»

Сергей Чернов: «Межнациональных конфликтов в Волгоградской области нет»
Сохранить добрые отношения между народами помогает патриотизм.Министерству по делам национальностей и казачества Волгоградской области чуть больше года. Вернулась прежняя структура ведомства, которая существовала с 2001 по 2010 годы. Но что бы ни менялось, неизменным остается главный секрет добрых отношений между народами волгоградской земли – Великая Победа, добытая нашей многонациональной армией, уверен министр по делам национальностей и казачества региона Сергей Чернов.

Сергей Николаевич, получается, что примерно два года «национальностями» и «казачеством» занимались разные ведомства. У нас был комитет по казачеству и отдел в аппарате губернатора по делам национальностей, который возглавляли вы. Как считаете, целесообразно ли было такое разделение?

– Я и мои коллеги в 2010 году с сожалением восприняли разделение комитета, к тому же регион лишился ведомственной программы «Регулирование этносоциальных отношений и миграционных процессов на территории Волгоградской области». Казаков и представителей национальностей «разделили». И хотя отдел по делам национальностей пытался взаимодействовать с комитетом по делам казачества – должного результата не было. Руководители национальных организаций и казачьих обществ говорят спасибо губернатору Волгоградской области Сергею Анатольевичу Боженову за то, что сразу после избрания на высокую должность он быстро вник в ситуацию и принял решение объединить работу по реализации государственной политики в отношении национальностей и казачества, создав министерство. Мы благодарны руководству области за понимание того, что лишь всем миром можно обеспечить согласие народов в регионе.

– На чем же сейчас строится национальная политика?

– Межнациональное согласие ничего не стоит, когда оно есть. Но когда его нет – никаких денег не хватит, чтобы восстановить мир между народами, а вместе с этим обеспечить нормальную работу всех направлений жизнедеятельности региона. Конечно, заставить любить друг друга нельзя, но найти согласие можно и нужно. Вот главная задача министерства. Наше секретное оружие, которое всегда бьет точно в цель, – Победа в Великой Отечественной, дорога к которой стала поистине многонациональной. Это главный фундамент, на котором у нас закладывались кирпичики добрых отношений между народами, в том числе и с живущими сегодня за пределами России. Таким же многонациональным было и восстановление Сталинграда. Я уверен, что и сегодня межнациональные отношения должны строиться на совместных добрых делах, и очень хорошо, что наши национальные общественные объединения сделали традицией проводить любое свое крупное мероприятие с приглашением представителей других национальностей.

– Кроме праздников, есть еще и будни. Здесь также все здорово?

– Я понял, о чем вы. Хочу ответственно заявить – межнациональных конфликтов в Волгоградской области нет. Случаются бытовые, хозяйственные, межличностные споры. Но это жизнь, такие конфликты случаются и между представителями одной национальности. Но это несопоставимо с Кондопогой. И это не 90-е, когда из Средней Азии пришлось бежать туркам-месхетинцам. Кстати, у нас они неплохо обосновались, к примеру, в Дубовском районе. Замечательно трудятся и счастливы, что их приняла Россия.

Но, несмотря на то, что межнациональных конфликтов нет, мы не сидим, сложа руки. За этим стоит каждодневный труд, постоянный мониторинг состояния межнациональных отношений в муниципальных районах, взаимодействие с ГУ МВД по Волгоградской области, региональным УФМС и другими заинтересованными структурами.

– Кстати, про мигрантов. Насколько Волгоградская область привлекательна для них?

– Здесь за меня ответят цифры. С 2002-го по 2010 год у нас удвоилось количество граждан России – уроженцев Средней Азии. Узбеков было около четырех тысяч – стало восемь, таджиков было около трех тысяч – стало шесть. Приезжают, трудятся, создают семьи. А мы по линии министерства стараемся помочь им адаптироваться, комфортно почувствовать себя в нашем обществе. Опять же помогают совместные патриотические мероприятия. Весной вместе с представителями национальных организаций высаживали деревья на Мамаевом кургане. Испытываю самые положительные эмоции, видя результат нашего совместного труда, который не зависит от того, азербайджанец ты, чеченец, кореец или армянин.

– Сергей Николаевич, теперь поговорим о казаках. Хотя часто приходится слышать, что уж кто-кто, а казаки вниманием у нас не обделены…

– Стараюсь не выделять отдельные нации либо казачество. Но вы правы, есть люди, которые не понимают, почему забота о казаках поднята на федеральный уровень. Прежде всего, казаки у нас, согласно закону, являются репрессированным народом. Они пережили огромную трагедию в начале ХХ века и, безусловно, нуждаются в восстановлении исторической справедливости. Тем, кто попытается скептически к этому отнестись, следует напомнить, что в годы советской власти казакам не оказывалось никакой поддержки. Да, была память об их заслугах – и всё.

Далеко не все представители казачьего рода выдержали испытание временем и смогли сберечь в семьях свои традиции. Однако каждый гражданин России должен знать, что, прежде всего, казакам страна обязана своей гигантской территорией.

– Сейчас много внимания уделяется поддержке добровольных общественных формирований, основная часть которых – казачьи дружины. Без них действительно никак?

– Казачьи дружины – это требование времени. В связи с принятием закона о полиции, аттестации полицейских, серьезно уменьшился их численный состав. Когда в населенном пункте проводится, к примеру, массовое мероприятие, то одному участковому обеспечить безопасность граждан невозможно. Поэтому главы муниципальных образований и сельских поселений видят главными помощниками полиции в охране общественного порядка именно казачество. Лучше казака, который живет на «земле», в гуще населения, этого никто не сделает.

– В Волгоградской области все большую популярность приобретает казачье кадетское образование. Очень многие родители желают отдать своих сыновей в кадетские корпуса.

– Сегодня у нас работают казачий кадетский корпус имени К. И. Недорубова и Самолшинская казачья кадетская школа-интернат в Алексеевском районе. Мы работаем над тем, чтобы нашему министерству была подведомственна Поповская кадетская школа-интернат в Кумылженском районе. Есть задумка реорганизовать детский дом в Урюпинске и внедрить там принципы казачьего кадетского образования, тем более здание, где сейчас располагается это учреждение, когда-то занимал штаб Хоперского казачьего округа.

Желающих получить кадетское образование действительно очень много. Безусловно, необходимо его развивать. Это одно из важнейших направлений работы министерства. Польза будет для всей страны, ведь служба – это казачий дух, то, чем казачество занималось исконно. И ничего здесь не надо объяснять и выдумывать.