Делегаты из тридцати регионов России – от Московской области до Архангельского края, а также зарубежные эксперты приехали в Волгоград, чтобы перенять опыт нашего региона. Волгоградская область занимает первое место по объему региональной бюджетной поддержки территориальных самоуправлений. Однако общее настроение волгоградских тосовцев от полученной информации во время семинара вряд ли можно было назвать радужным. Это у нас в регионе оказывается всесторонняя поддержка, в других же областях коллеги-общественники получают от властей лишь «ценные призы» – от чайника до газонокосилки. И лишь единицы областей приняли специальные программы развития – аналоги волгоградской региональной целевой программы.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета «Высшая школа экономики» Ирина Мерсиянова в своем выступлении заявила, что «пока интерес к ТОСам со стороны российского правительства слабо развит. В целом заявлена мощная поддержка НКО, однако ТОСы как особая форма некоммерческой организации лишены этой финансовой помощи». Далее Ирина Мерсиянова рассказывала о том, кто доверяет ТОСам и как вообще возникает чувство доверия. Картина, изображенная в графиках и сложных схемах, привела к непохожему на волгоградские реалии результату: российским ТОСам больше всего доверяют в крупных мегаполисах молодежь или люди с высшим образованием. Однако регион выбивается из общей канвы – в регионе около двух тысяч общественных самоуправлений, из них в городе-миллионнике не более 100 ТОСов. Цифра стала расти только в последнее время, когда был объявлен специальный муниципальный конкурс "Наследники Сталинграда" с неплохими денежными премиями.
Не вдохновила слушателей семинара и видеоконференц-связь с Кустанайской областью Казахстана. Ученые из Казахстана рассказывали об особенностях местной исполнительной власти, практически не затронув вопрос развития общественного самоуправления.
– Коллеги, я попрошу не отдаляться от темы, заявленной в семинаре, – обратился к участникам форума председатель правительства Волгоградской области Олег Керсанов, – ведь вопрос очень важный – «территориальное общественное самоуправление как элемент гражданского общества в России и за рубежом». ТОС, – напомнил Керсанов, – это росток гражданского общества, настоящая народная инициатива. Именно поэтому в Волгоградском регионе упор сделан на гранты для общественных самоуправлений.
Поддержал областного премьер-министра председатель общественной палаты региона, известный экономист Олег Иншаков:
– Зачем некоторым экспертам долго рассуждать о доверии? Вопрос короткий: с кем в разведку ходил, к тому и доверие. Активисты ТОСов собирают вокруг себя неравнодушных людей, часто преодолевая равнодушие со стороны соседей. А когда окружающие видят результат, подключаются к совместной работе.
Олег Иншаков привел пример – в одном из поселений региона вели газ. Благодаря руководителю ТОСа удалось сэкономить 25% от запланированной общей стоимости работ.
Об эффективности работы ТОСов на севере России рассказала министр по развитию самоуправления Архангельской области Наталья Кадашова.
– Я преклоняюсь перед опытом волгоградских коллег, – отметила Кадашова, – у нас нет такой мощной бюджетной поддержки, однако ассигнования на ТОСы растут.
В Архангельской области, как рассказала Кадашова, также предусмотрена грантовая поддержка, есть конкурсы «Лучший ТОС» и «Лучший тосовец». Появилась новая целевая программа развития общественного самоуправления, ее бюджет возрос с 11 до 21 миллиона рублей. Местные тосовцы активно используют опыт волгоградских коллег. Инструмент, выработанный на сталинградской земле, сработал за тысячи километров. Некоторые архангельские деревни, которые приходили в упадок, смогли выжить только благодаря настойчивости и инициативе активистов ТОСов. Как рассказала министр, в деревне Заозерье Мезенского района еще несколько лет назад было 70 жителей, большинство людей не имели работы, на грани закрытия находилась начальная школа. Местной жительнице Татьяне Коротаевой удалось вернуть людям веру в собственные силы и объединить их в ТОС. Сегодня в Заозерье живут 140 человек, восстановлен медпункт, построена игровая площадка, функционирует Дом культуры, дети ходят в школу. А при таком мощном социальном лобби, как ТОС, в поселке построен Дом-интернат для пожилых, который обеспечил многих селян работой.
Интерес у слушателей также вызвала гостья из Японии. Маки Кайята – аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук университета «Цукуба». Она отметила, что в их стране традиции самоуправления и советов старейшин присутствуют издавна. Результат: класс чиновников в Японии – один из самых маленьких в мире. Так же Маки Кайята, которая уже неплохо говорит по-русски, стала собирать информацию о волгоградских ТОСах. Молодая ученая собирается сравнить волгоградские ТОСы с самоуправлением ее родной страны – она отмечает новизну и эксклюзивность ее новой научной работы. Особенно привлек Маки Кайяту опыт ТОС «Сухановский» Суровикинского района – здесь на днях стартовали работы по возведению подъезда от автомобильной дороги Новомаксимовский –Майоровский. Общественным лобби выступил ТОС, проведя первоначальные работы по обустройству дороги за свой счет. Инициативу поддержала администрация сельского поселения, а областные власти откликнулись на живое участие жителей и профинансировали проект. И таких примеров в рамках выездных совещаний прозвучало много.
Волгоградские активисты ТОСов признаются, что ждали семинар как отправную точку для продвижения законодательной инициативы о принятии федерального закона, регламентирующего работу общественных самоуправлений в России.
– Это пока о ТОСах мало знают, но мы верим, наш регион станет всероссийским центром по изучению тосовского движения и продвижению его на уровень страны, – отмечает одна из лидеров тосовского движения Волгоградской области, фроловчанка Ирина Дегтярева. – Деятельность волгоградских ТОСов, во многом опередивших время, – неоспоримое доказательство того, что для их развития необходим специальный закон на федеральном уровне. Именно тогда гражданское общество получит стабильную возможность для своего развития, и все больше людей будут принимать участие в общественной жизни поселка, региона, страны.