Без срока давности

Без срока давности
В Волгоградской области раскрыто загадочное убийство 11?летней школьницы, совершенное 19 лет назад

Руководитель Урюпинского межрайонного следственного отдела СУ СК Волгоградской области Сергей Аракелян листает пожелтевшие страницы старого дела. В начале 1996 года в селе Динамо под Волгоградом при загадочных обстоятельствах пропала 11?летняя девочка. Мать Оли Головиной Раиса враз поседела от горя: ей было легче осознать, что дочки уже нет, чем жить месяцами, не ведая ничего о ее судьбе.

Когда заговорил «Глухарь»

– Как и положено по инструкции, были проведены первоначальные следственные действия, которые, впрочем, результатов не дали, – рассказывает Сергей Аракелян. – Спустя какое?то время прокуратура возбудила дело об убийстве школьницы, однако тела ее так и не обнаружили. Был момент, когда следователи подозревали в причастности к исчезновению девочки и ее убийству даже отца Оли. Несколько раз мужчину вызывали на допрос, крутили так и сяк, но нет, никаких доказательств его вины так и не нашли.

А спустя 19 лет, в начале 2015 года, материалы этого уголовного дела прошли через программу с говорящим названием «Глухарь».

– Эта программа предназначена для сбора и накопления информации по нераскрытым преступлениям против личности, – поясняет Сергей Аракелян. – Автоматизированный режим подборки интересующих следствие и уголовный розыск данных, касающихся различных преступлений, позволяют искать и находить признаки, анализ которых может помочь в установлении аналогий в совершенных преступлениях. Раньше эта работа проводилась методом ручной выборки и требовала большого количества времени. Сейчас на поиск сведений уходят считанные минуты.

Работая над делом, следователи обратили внимание на показания человека, последним видевшего Олю Головину живой. Тогда, в январе 1996 года, 22-летний Александр, житель того же села, рассказал, что краем глаза заметил гулявшую около дома девочку, когда шел на встречу со своими друзьями. Александр уверенно описал приметы девочки, но подчеркнул, что видел ее издалека. Но откуда он мог так хорошо все запомнить? И спустя 19 лет после тех событий следователь вновь вызвал свидетеля на допрос.

– Передо мной сидел некогда здоровый, а сегодня уже довольно грузный мужчина в возрасте 41 года. Вспоминая о том дне, он заметно нервничал, – говорит Сергей Аракелян. – Позже беседу с ним дали прослушать психологу, и тот дал заключение – мужчина что?то скрывает.

Александра решили проверить на детекторе лжи. И умный аппарат не подвел: в какой?то момент мужчина выдал реакцию, которую полиграф расценил как попытку солгать, обмануть технику. Криминалист не сомневался – мужчина причастен к исчезновению девочки. В ходе очередного допроса Александр, что называется, «сломался».

Под покровом снега

…В тот страшный день, разделивший его жизнь на «до» и «после», 22-летний Саша действительно шел на встречу с друзьями. Он был подшофе – все еще не мог отойти от празднования Нового года. По дороге встретил девочку. Олю Головину, как и все жители села, Саша знал хорошо. Настроение у него было приподнятое, и парень решил заговорить с соседской девчонкой.

«Ты чего это так далеко от дома гуляешь? Ух, расскажу все твоим родителям!» – шутливо погрозил Саша девочке пальцем. Та шутку не поняла, надула губы и, отбежав чуть подальше, высунула язык:

«Иди отсюда, сам дурак!» – обидно выкрикнула девчонка, а потом, не стесняясь, открытым текстом послала парня куда подальше.

– Александр вспоминал, что в тот момент словно ослеп от ярости. Подогретый спиртным, он разозлился так, что, не помня себя, подбежал к девочке и с силой ударил ее. Та кулем свалилась на снег. Удар пришелся в висок – Оля мгновенно потеряла сознание, – продолжает Аракелян. – Возможно, не обладай Александр такой физической силой, воздействие удара было бы меньше, и девочка бы выжила. Но…

Осознание того, что он, вероятно, убил ребенка, настигло Александра сразу же. И на смену ярости пришел страх. Несколько минут он тормошил Олю, пытаясь привести ее в чувство, но безрезультатно. Чертыхаясь, парень схватил девочку на руки и, оглядываясь, побежал к окраине поселка. Там проходила грунтовая дорога, на обочине которой копились груды снега – уборочные машины сгребали за проезжую часть и снег, и мусор. В этой грязной мешанине из воды и песка Александр и закопал тело школьницы. Сверху присыпал снегом. А потом, так же воровато оглядываясь, ушел…

Высший суд

Расследование этого многолетнего уголовного дела подходило к концу. Следователь не стал заключать подозреваемого в убийстве девочки под стражу – спустя 19 лет он уже не мог никуда сбежать. Согласно закону судить Александра должны были в рамках УК РСФСР по ст. 108, санкции которой предполагали до 12 лет лишения свободы. Впрочем, с учетом срока давности совершенного преступления вряд ли бы суд вынес наказание, ограничивающее свободу.

Но, не дожидаясь заседания, Александр сам вынес себе приговор. Через неделю после того, как он указал оперативникам место совершения преступления, в сентябре 2015 года, подозреваемый повесился у себя дома. Предсмертных записок он не оставил…

P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала старшего помощника руководителя СУ СКР по Волгоградской области (по взаимодействию со СМИ) Наталию Куницкую.

Помогла наука

Не стояло на месте и развитие криминалистики. По сравнению с коллегами из ХХ века современные эксперты были «вооружены» куда лучше.

К расследованию преступлений прошлых лет теперь приступали с научно-техническим подходом: на помощь криминалистам пришли генетика, морфология, спецтехника – металлоискатели, специализированные комплексы света, видеоаппаратура и полиграф – знаменитый «детектор лжи». Ежегодно криминалисты пытались восстановить события января 1996 года, сравнивая найденные за последнее время трупы с данными по Ольге Головановой, которые хранились в базах криминалистических учетов.

Следствие вели…

Дело о таинственном исчезновении пятиклассницы из деревни в Нехаевском районе открывалось для доследования несколько раз. Едва ли не каждый год материалы дела извлекались из архива, оперативники возобновляли допросы тех, кто хорошо знал и Олю, и ее семью.

Но годы шли: менялись люди, менялась даже страна. Уходили из жизни те, кто еще помнил ту историю, выросли и вылетели из родительского гнезда Олины братья и сестры.

В памяти старших Оля сохранилась еще четко, те, кто был помладше, о пропавшей сестренке вспоминали уже не так часто. Только перед глазами Раисы Головиной едва ли не каждый день вставала та картинка – из окна дома она смотрит, как уходит вдаль по заснеженной улице ее младшая дочка…

Фото: предоставлено СУ СКР по Волгоградской области