Брак по расчету?

Брак по расчету?
Специальное расследование «ВП» о том, кто в регионе «осваивал» дорожный бюджет и как теперь будут работать подрядчики

Если есть дефекты, то устранять за свой счет, а если фирма-однодневка, то без шанса на допуск к конкурсу. В Волгоградской области начали менять систему работы с подрядчиками, которые ремонтируют дороги.

Не секрет, что эта сфера до сих пор была одной из самых коррумпированных. Бюджетные ассигнования на реконструкцию магистралей являлись «кормушкой» для множества компаний, аффилированных с теми или иными депутатами, чиновниками, силовиками. Схемы для освоения казенных средств были незатейливыми, но поставленными на поток. Приведем лишь несколько «привычных» для волгоградской действительности вариантов «распила».

Сценарий № 1 был особенно популярен в Волгограде в период 2011–2012 годов. Условия конкурса составляются так, что допуск к участию может получить любая «левая» контора. Нередко такие «однодневки» специально создавались под конкретные бюджетные подряды.

«Маячили» за такими компаниями, как правило, люди, или имеющие прямое отношение к власти, или же имеющие с этой властью «взаимоотношения». В штате – директор (как правило, «Фунт в панамке», который просто сидит под вывеской «Рога и копыта») и бухгалтер («свой», надежный человек). В ходе конкурса фирма демпингует и выигрывает подряд. Нанимает гастарбайтеров – условно за три копейки. Те кидают непонятно как приготовленный асфальт прямо в лужи, после чего контора благополучно подписывает у чиновников акты выполненных работ и… бесследно исчезает.

Бизнес по-волгоградски

Разумеется, предварительно рассчитавшись с покровителями. Сумма вознаграждения чиновников, депутатов за «хлопоты» равнялась «скромным» 10–20% «откатов». Когда же по прошествии нескольких месяцев отремонтированная дорога расползалась по швам, а жители начинали возмущаться, власти лишь театрально разводили руками – мол, где ж теперь этого подрядчика сыщешь. А дальше – правильно! – объявляли новый конкурс, чтобы «исправить недоделки».

Сценарий №2 стал применяться после того, как в стране появилось немало всевозможных общественных контролеров, заставивших организаторов конкурсов составлять документацию так, чтобы «однодневки» перестали повально выигрывать бюджетные подряды. Тогда «поумневшие» чиновники и депутаты начали создавать через доверенных лиц подконтрольные структуры, которые уже не были столь явно похожи на «Рога и копыта» и даже позиционировались как «местные, честно работающие на регион».

Но схема освоения средств не изменилась: делали ремонт по старинке, кое?как, а соблюдения гарантийных обязательств со «своих» никто не требовал. Так и строили бизнес по?волгоградски: брат, сват, отец – в думе или администрации, а родственники (друзья, партнеры) – на «прикорме», предпринимательствуют. «Крыша» следит, чтобы нужные подряды не уходили «из семьи», а исполнитель осваивают миллионные контракты.

«Уважаемых» лишили подрядов

Когда два года назад, в апреле 2014?го, новый глава региона Андрей Бочаров объявил войну взяткам, откатам и всевозможным «кормлениям», бизнес-сообщество, до сих пор успешно осваивавшее дорожный бюджет, ничуть не заволновалось. И, правда – разве кто?то рискнет начать слом системы, в которой деньгами повязано столько «уважаемых» людей?

Но ломать начали. Во-первых, изменили подход к конкурсам. Документация теперь составляется так, что недобросовестные подрядчики практически на сто процентов изолированы от участия. В итоге тендеры – под общий вздох разочарования местных заинтересованных лиц – впервые начали выигрывать новые компании.

Вторая новация – в конкурсной документации теперь жестко прописывается гарантийный срок, в течение которого исполнитель за свой счет исправляет дефекты. И неважно, связаны они с его плохой работой или особенностями эксплуатации дорожного полотна.

Боле того, теперь результаты ремонта отслеживаются постоянно, на протяжении всего гарантийного периода. И «проштрафившихся» привлекают к повторным работам. Кстати, для многих солидных иногородних компаний – это обычная практика. Задача – чтобы и волгоградские подрядчики брали с них пример.

Впрочем, здесь подвижки уже есть. Например, на днях специалисты проверили состояние отремонтированной осенью 2015 года важнейшей транспортной магистрали областного центра – проспекта Жукова. В ходе осмотра были выявлены небольшие повреждения асфальта на перекрестках и съездах. Подрядчик дефекты признает и согласен с тем, что весной устранять их будет исключительно за свой счет.

«Сдвиг по фазе»?

Еще одно направление борьбы с волгоградской «дорожной мафией» – централизация закупок. Эта работа пока только началась, и не везде еще региональная власть успела лишить местных «князьков» привычной бюджетной «кормушки». А потому пока еще не редки случаи, когда либо привлекается к работе откровенно слабая в техническом и организационном отношении компания, либо же власти по старинке закрывают глаза на качество исполнения бюджетного контракта.

Вот совсем свежий пример. Практически вплавь добирались на прошлой неделе автомобилисты в город-спутник – огромная лужа, а вернее сказать, небольшое озеро, образовалось на мосту через ГЭС. Под водой невозможно было разглядеть ямы, из?под колес вылетал щебень.

– От асфальта практически ничего не осталось, – говорит Валерий Негожин. – Но самое ужасное, что в эту лужу и в дождь дорожники спешно кидали асфальт.

Спустя пару дней мы убедились, что мост через ГЭС весь испещрен ямами. Однако председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству мэрии Волжского Газанфар Гулуев ничего страшного в этой ситуации не видит. По его словам, такое состояние дороги – обычное дело.

Мол, из?за перепада температур произошел «сдвиг фаз бетона», в результате чего получились ямы. Да и вообще, верхний слой уже порядком поизносился. А укладывать асфальт в лужи, оказывается, позволяет технология.

И вообще, пожаловался нам чиновник, затраты на ремонт и содержание путепровода целиком забота властей города-спутника. А это несправедливо! О том, справедливо ли выкидывать в грязь деньги, выделенные из скромной местной казны на ямочный ремонт, чиновник почему?то умолчал.

Надеемся, что власти города-спутника все же пересмотрят подходы к работе. Но сколько еще таких примеров по региону?

«Мы тут ни при чем»

По оценкам экспертов, во многих муниципалитетах, имеющих пусть даже совсем маленький, но все?таки бюджет и право проводить дорожные конкурсы, действовала своя «схема». Вычислить ее в принципе несложно. Достаточно посмотреть на состояние местных магистралей.

Вот улица Неждановой в Волгограде. Подрядчик ее ремонтировал в 2013 году – полностью менял покрытие. Однако сегодня здесь – выбоины. Фирму заставляют сделать «дубль», но она откликается без энтузиазма. Когда три года назад получала контракт, совсем не на это рассчитывала?

– Эта организация не соблюдала сроки, постоянно игнорировала требования заказчика, не реагировала на замечания, – пояснил нынешний зампредседателя профильного ведомства мэрии Волгограда Виталий Аблиязов. – В итоге подрядчика наказали штрафом, но он его добровольно выплачивать отказался, пришлось взыскивать через суд.

Эта организация и сегодня пытается убедить всех, что ямы на Неждановой – это дефект основания дороги и работа ремонтников «совсем ни при чем». На самом же деле каждое такое углубление в асфальте – это, скорее, дефект системы, а точнее, «дыра» в волгоградском бюджете, через которую на протяжении долгого времени средства перетекали в чей-то карман.

За яму – в тюрьму?

В Комитете Госдумы по транспорту намерены подготовить законопроект по жестким наказаниям для дорожников, которые создают аварийные ситуации на трассах. Планируется ввести уголовную ответственность для всех чиновников, отвечающих за поддержание в надлежащем виде автодорожного полотна.

Парламентарии предлагают в случае, если ДТП со смертельным исходом произошло из-за состояния дороги, наказывать чиновников, за нее отвечающих, лишением свободы. Предполагаемые сроки наказания – от 3 до 5 лет.

Если же нарушение было выявлено общественными активистами или контрольными службами (еще до печальных последствий), должностным лицам будет грозить административная ответственность в виде штрафов или отстранения от должности.

Делили среди «своих»

– Волгоградская область? Дорожные подряды? Да вы что – смеетесь? Туда же раньше зайти было просто невозможно, – откровенно признался «ВП» совладелец одной из мощных дорожных компаний, успешно строивших трассы, в том числе к сочинской Олимпиаде в Краснодарском крае. – Все всегда знали, что в Волгограде конкурсы жестко поделены среди «своих», никто и не пытался туда лезть.

Сейчас, по признанию руководителя этой компании, многие подрядчики, которые успешно работают в ряде других регионов страны, с интересом наблюдают за тем, какие перемены идут в Волгоградской области.

– Не исключено, что и мы – теперь уже на новых условиях – попробуем заявиться на ваши конкурсы, – говорит глава компании. –

Если выиграем, то построим вам хорошую скоростную магистраль, чтобы перестали говорить о Волгограде, как о городе «ужасных дорог».

Фото Александр Куликов