В редакцию «ВП» обратился наш читатель Дмитрий Радченко и рассказал шокирующую историю. В наркологическом отделении больницы № 4 Волгограда лежит пациент, у которого нет никаких документов. Ситуация усугуб-ляется тем, что Александр (так зовут этого человека) не может общаться с окружающим миром после тяжелейшего инсульта. И хотя юридическое решение проблемы существует, по факту он абсолютно бесправен.
Жить, несмотря ни на что
Эта история началась два года назад, когда к Дмитрию Радченко пришел товарищ и поведал о том, что один из его знакомых, Александр Богданов, вернувшись из мест заключения, уже несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. На тот момент у мужчины в Волгограде не осталось ни семьи, ни друзей. Сам он был серьезно болен: перенес инсульт и потерял способность полноценно трудиться.
– Мы пошли к нему и убедили, что жить все равно нужно, несмотря на то, какие испытания приготовила тебе судьба, несмотря на прошлое, – говорит Дмитрий.
У самого Дмитрия, который взялся помогать Александру, тоже нелегкая судьба. В 90?е подростком он плотно приобщился к наркотикам, и эта зависимость продолжалась около 10 лет.
– Несколько раз лежал в медицинских центрах, меня буквально вытаскивали с того света, но я не понимал, что проблема в моей голове. Я никак не мог от этого избавиться. Однажды я познакомился с человеком, который отвез меня в Краснодарский край в реабилитационный центр при мужском монастыре. Только там я смог расстаться с этой страшной зависимостью и понял, что моя миссия на этой земле – избавлять от нее других.
Без бумажки ты букашка?
Именно в этот монастырь Дмитрий и его товарищ отвезли Александра. Там к нему вернулась способность ходить, восстановилась речь. Через год он снова приехал в Волгоград. Но здесь у него не было жилья, и его приютила одна из церквей. Желая помочь, Дмитрий перевез его за Волгу, к знакомым, где бытовые условия были более приемлемыми. Но вскоре у Александра случился второй инсульт, и его нужно было срочно госпитализировать.
– И тут появилась проблема, – поясняет Дмитрий. – Чтобы оформить инвалидность, пенсию и страховой полис, нужен был паспорт. Паспорт Александра подлежал замене с 2006 года. Мы сдали его в УФМС, и тут выяснилось, что документ поддельный. В конце 80?х Александр жил в Баку и после событий в Азербайджане, связанных с репрессиями русскоязычного населения, в начале 90?х перебрался в Волгоград. Возможно, тогда получить такой паспорт было просто. Какие были мотивы – мы не знаем. Выяснилось, что на самом деле он даже не Богданов, а Бабин. УФМС документ изъяло вместе с временно выданной справкой, был послан запрос на установление личности. Но начиная с февраля и до сих пор никакого ответа на наше ходатайство о выдаче нового паспорта нет.
До сих пор пребывание Александра в стационаре оплачивал реабилитационный центр «Спасение», в котором когда?то состоял и Дмитрий. Но денег больше нет.
– К сожалению, наш бюджет на лечение исчерпан, – говорит попечитель. – Александр не может ни двигаться, ни разговаривать и нуждается в услугах санитарок. Да и срок его пребывания здесь не может быть безграничным. Если бы была оформлена пенсия, то 70?% отчислялось бы на счет лечебного учреждения, но ее нет. Слава богу, что там добрые люди и никто его не выбрасывает на улицу, а санитарки продолжают бесплатно обслуживать Александра. По-хорошему, его нужно оформить в хоспис, поскольку врачи говорят, что надежды на выздоровление нет. А вот как это сделать, мы даже не представляем…
По словам Дмитрия, когда они пытались обследовать Александра, врач предположил, что в свое время больной получил отравление неким препаратом, содержащим ртуть. И вывести эту отраву из организма невозможно. Прогнозы неутешительные, речь идет о том, чтобы как?то минимизировать мучения человека. n
P. S. Если вы хотите помочь Александру, обращайтесь по тел. 8 960 878 06 88.
Александр Волков, юрист:
Если в период с 1991 года этот человек пребывал на территории России, неважно, в каком качестве – заключенного или жителя определенного региона, он имеет право на российское гражданство. Для этого его попечителям необходимо написать заявление с указанием места рождения, года рождения, имен родителей и даты приезда в Россию. Что касается некорректного паспорта, то в любом случае до выдачи данных из архива Азербайджана нужно иметь временное удостоверение, по которому можно оформить минимальную пенсию. Случай, конечно, неординарный. Если бы не просчет ведомства, определившего его в места заключения по поддельному паспорту, вероятно, этих проблем и не возникло бы.