– Олег Германович, как вы можете охарактеризовать экономическую преступность в Волгоградской области?
– Что касается динамики преступности, уголовная статистика свидетельствует об устойчивой тенденции неуклонного сокращения регистрации экономических преступлений. К примеру, если в 2009 году на территории области было выявлено почти 10 тысяч преступлений экономической направленности, то в 2011 году – уже менее 4,5 тысячи, а в 2012 году – чуть более 3 тысяч. Эта тенденция сохраняется и в текущем году.
– Чем объясняется снижение? Можно ли говорить об успехах правоохранительных органов, надлежащей профилактике преступности данного вида или, может быть, наоборот, речь идет о возросшей латентности?
– Причин статистического снижения уровня регистрации экономической преступности несколько. Одна из них – ежегодное изменение перечня преступлений, относящихся в статистике к категории экономической направленности. Перечень утверждается совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД России, и именно на его основании формируется уголовная статистика.
К примеру, вопреки мнению обывателей, к преступлениям экономической направленности могут относиться не только хищения бюджетных денежных средств, незаконная предпринимательская деятельность, коррупционные деяния, но и, при наличии определенных условий, такие составы преступлений, как незаконная добыча водных биологических ресурсов, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков, даже использование рабского труда. Поскольку перечни преступлений меняются, как и зависимость отнесения их к числу экономических от определенных условий, мы имеем дело с объективным снижением числа зарегистрированных преступлений данной категории.
Далее, ввиду эффективного взаимодействия правоохранительных органов при координирующей роли прокуратуры некоторые виды преступлений экономической направленности стали действительно меньше совершаться, а потому и регистрироваться.
В других случаях снижение числа зарегистрированных преступлений отдельных категорий объясняется внесением изменений в уголовное законодательство. Например, с декабря 2011 года декриминализована товарная контрабанда, тем же федеральным законом крупный ущерб, необходимый для квалификации по ст. 293 УК РФ ("Халатность"), увеличился со 100 тыс. рублей до 1,5 миллиона рублей, и т. д.
В то же время в некоторых случаях результаты прокурорских проверок свидетельствуют об отсутствии объективных причин для снижения выявляемости отдельных видов преступлений, что находит отражение в актах прокурорского реагирования, решениях инициируемых прокуратурой межведомственных и координационных совещаний.
– Какие преступления экономической направленности распространены в регионе?
– Если говорить об истекшем 2012 годе, то большинство выявленных преступлений составляют фальшивомонетничество (около 30%), мошенничество (23%), присвоение и растрата (12%); 17% приходится на долю должностных преступлений, 18% – иные составы.
– Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью при выявлении и расследовании преступлений экономической направленности. Какие основные нарушения выявляются в ходе надзора?
– Как показало проведенное прокуратурой области обобщение, типичными нарушениями, допускаемыми при расследовании экономических преступлений, являются: неполнота предварительного следствия, зачастую обусловленная незнанием следователями методики расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности; несвоевременные и проведенные не в полном объеме изъятие документов, назначение судебных экспертиз; непринятие достаточных мер, направленных на установление и возмещение причиненного преступлениями ущерба; неверная квалификация деяний; вынесение явно незаконных процессуальных решений о приостановлении расследования и прекращении уголовного дела без выполнения всего комплекса необходимых следственных действий.
– Какие меры принимаются прокурорами при выявлении данных нарушений?
– Полномочия прокурора закреплены ст. 37 УПК РФ, а также Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, прокурор вправе отменить незаконные постановления следователя или дознавателя, внести требование или представление об устранении нарушений закона, вернуть поступившее для направления в суд уголовное дело следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования, изъять уголовное дело из производства одного органа расследования и передать другому. Все эти полномочия успешно и широко практикуются органами прокуратуры Волгоградской области.
Одновременно при выявлении системных просчетов при расследовании уголовных дел как прокурорами на местном уровне, так и прокуратурой области в масштабах региона организуются межведомственные, координационные или просто оперативные совещания, а также коллегии, на которых совместными усилиями принимаются решения, направленные на преодоление возникших трудностей. Исполнение таких решений в обязательном порядке контролируется прокурорами.
– Случается, что следователи при обыске у подозреваемых изымают целые грузовики документации, не всегда значимой для расследования. Не факт, что этот человек окажется преступником, но наказание он понесет, хорошо, если это только убытки, бизнес свой может потерять.
– Это один аспект. В другом случае следователем может быть, наоборот, своевременно не изъят полный объем документации, необходимой для последующего проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. А несвоевременное изъятие документов может повлечь как их утрату или уничтожение заинтересованными лицами, так и нарушение разумного срока уголовного судопроизводства. Этим проблемам в прокуратуре области в последнее время обращается повышенное внимание.
Наличие представителя экспертного учреждения в качестве специалиста при изъятии документации могло бы обе указанные проблемы предотвратить. К сожалению, такая форма взаимодействия используется крайне редко.
– В заключение, чтобы вы пожелали нашим читателям?
– Я уже говорил о высокой латентности экономических преступлений. Поэтому прошу жителей нашего региона не умалчивать ставшие им известными факты совершенных или готовящихся противоправных деяний, а незамедлительно сообщать о них в правоохранительные органы. В случае отказа в приеме сообщения о преступлении следует обращаться в органы прокуратуры.
Одновременно хотел бы обратиться к предпринимателям. Разъясняю, что в соответствии с действующим законодательством в настоящее время органам внутренних дел запрещено проводить самостоятельные проверки хозяйствующих субъектов, кроме случаев, прямо указанных в уголовно-процессуальном законодательстве и законодательстве, регламентирующем оперативно-разыскную деятельность. В то же время органами прокуратуры области продолжают выявляться факты проведения проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности по надуманным рапортам об обнаружении признаков преступления, в отсутствие конкретных данных о совершении уголовно-наказуемого деяния. Поэтому я призываю вас в случае возникновения сомнений в обоснованности проведения в отношении вас проверки полицией обращаться в органы прокуратуры. По каждому обращению будет проведена тщательная проверка, по результатам которой действиям сотрудников правоохранительных органов будет дана принципиальная оценка.