Промозглой осенью резко увеличивается количество вызовов такси. Подчас волгоградцы готовы вынуть последние 200 рублей из кошелька, лишь бы не коченеть на продуваемой всеми ветрами остановке. Кто домчит нас домой и как сделать, чтобы поездка действительно была безопасной, выясняла «Волгоградская правда».
Номер заказа – прежде всего
Вместе с общественным контролером региональной Ассоциации по защите прав потребителей Анастасией Алистратовой сначала пытаемся вызвать машину одной из известных сетевых компаний. У громкого бренда, вероятно, и качество услуг на высоте – хотим за умеренную плату добраться с улицы Советской до Ворошиловского торгового центра. Дата эксперимента – 12 октября, 10.10 утра. Принимает заказ диспетчер Алина. Откуда забрать, куда довезти – полминуты разговора, и диспетчер бросает трубку.
– Это уже серьезный недостаток обслуживания, – поясняет общественный контролер. – Диспетчер была обязана сообщить номер нашего заказа. Он отмечается в журнале регистрации. В этом же журнале фиксируется время подачи такси, названное пассажиром при заказе. В дальнейшем, если дело дойдет до суда или контролирующих инстанций, можно будет потребовать выписку с указанными важными данными.
Сами перезваниваем еще раз – и уже другой диспетчер сообщает нам марку машины. Белый Renault Logan и его номер – это еще далеко не вся информация, которую мы должны были получить (см. справку).
А вот и наш экипаж. С января текущего года вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения, согласно которым автомобиль, используемый в качестве легкового такси, должен быть оборудован таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета.
В нашем случае опознавательный знак – лишь номер машины, указанный диспетчером. Садимся в машину и гадаем теперь, кто нас везет. Шофер представляется просто: «Алексей». В салоне нет ни информации о наименовании фрахтовщика, ни визитной карточки с фотографией водителя. Нет даже листочка с условиями оплаты за пользование такси или контактов органа, обеспечивающего контроль за перевозками пассажиров и багажа.
Исключить кабалу для «водилы»
Между тем Алексей готов к откровенному разговору.
– Вам чек или квитанция нужны? – удивленно произносит таксист. – Так сразу бы и сказали диспетчеру. Я бы тогда не брал ваш заказ. Работаю в фирме по устной договоренности. Ребенок очень тяжело болен, вот и таксую, чтобы семью прокормить.
Как признается Алексей, в их фирме таких работяг большинство. А на заказы для «клиентов с чеками» диспетчеры отправляют тех, с кем официально заключен договор. Обычно это индивидуальные предприниматели, которые, по сути, становятся субподрядчиками и отдают с каждой поездки мзду от 7 до 13?% за заказ. Свой машинный парк волгоградские таксомоторные компании, за редким исключением, предпочитают не содержать: конкуренция большая, поэтому приходится на всем экономить, чтобы предложить лучшую цену.
Действительно, стоимость поездки невысока – всего 81 рубль. Алексей вынужден заполнить акт общественного контроля – борцы за права потребителей не штрафуют «водил», главная цель – напомнить им обо всех нюансах пассажирских перевозок. И еще: важно обратить внимание правоохранительных и контролирующих органов на кабальные условия работы водителей и нарушение трудовых прав в ряде таксомоторных фирм.
Проблема давняя, машина – пыльная
Но, быть может, повезет с индивидуальным перевозчиком? Завидев знакомые шашечки возле Ворошиловского рынка, снова фрахтуем такси. Водитель представляется: индивидуальный предприниматель Борис Николаевич Гребенников. Он даже с легкостью представляет разрешительные документы на перевозку и свидетельство о регистрации его в качестве предпринимателя.
В салоне у Бориса Николаевича, мягко скажем, пыльно и грязно. Дышим пылью до торгового центра «Пирамида» за 150 рублей – у самостоятельных извозчиков, которые не работают под крылом таксомоторных фирм, расценки выше. Но зато ИП Гребенников обещает предоставить чек! На деле документ оказывается видавшей виды помятой бумажкой со следами ботинок и пролитого кофе. Однако печать еще видна – «ИП Гришин». Господин Гребенников невозмутимо заполняет третий чек и вместо даты «12 октября» пишет «2 октября».
– Волнуюсь, – признается он, – не так часто наши граждане просят квитанции или чеки. Почему печать Гришина? Это мой знакомый. Он мне и дал такие чеки, ими пользуюсь.
– Это вопиющие нарушения, – комментирует Анастасия Алистратова, – однако они не редкость в Волгограде. Наша общественная организация поддержала инициативу губернатора, который начал наводить порядок в сфере пассажирских транспортных перевозок. Поэтому такие рейды общественного контроля будем проводить и впредь.
Регулярные проверки проводит и ГИБДД. К примеру, в сентябре в Волгограде стартовала масштабная акция «Нелегальное такси». Однако, как отмечает руководитель межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян, одними рейдами застарелую проблему с некачественной работой таксомоторных фирм не решить.
– Общественный контроль – это крайне важно, – акцентирует Оганесян, – однако к этой работе должны в полной мере подключиться городские власти. Общественники не получают доходов от своей деятельности, но активно работают. А профильные структуры, напротив, имеют солидную зарплату, но пока автомобилисты не заметили их системной работы по наведению порядка на рынке предоставления услуг такси.
Эксперт отмечает – основа проблем была заложена в 90?е годы, когда после приватизации таксомоторных парков исчезло само понятие организованных услуг такси. Времени с начала эры частных перевозок прошло достаточно – пора наводить порядок.
Справка «ВП»
По прибытии автомобиля к месту его подачи перевозчик обязан сообщить потребителю:
• Точное место, где находится такси.
• Государственный регистрационный знак.
• Марку и цвет кузова автомобиля.
• Фамилию, имя, отчество водителя и фактическое время подачи транспорта.
Все это необходимо для подачи претензий в случае получения некачественной услуги