В хуторе пахнет гарью, кое-где с пепелища просачиваются струйки дыма. Устремленные в небо печные трубы и груды обугленных кирпичей – это все, что осталось от покрытых зеленью подворий. Хозяева сгоревших домов разбирают завалы, надеясь спасти хотя бы то, что еще можно использовать в домашнем хозяйстве. На лицах – печать пережитой беды и тревога за будущее.
– Мы еще не отошли от шока, – говорит Наталья Карагидина. – Огонь двигался сплошной стеной. Как только живы остались, не знаю…
Пожар пришел с озера Ильмень, которое этим знойным летом превратилось в болото. Вспыхнул сухой камыш, и ветер понес пламя на жилые дома.
– Приехала пожарная машина, – вспоминает местный житель Анатолий Караулов, – и спрашивает нас: где взять воду? А мы не знаем, где взять, – озеро-то пересохло… Когда был колхоз, были пожарные скважины, все знали, где вода, а теперь что...
По словам жителя Виктора Салтыкова, заросшее камышом озеро, откуда пришел огонь, – практически пороховая бочка – даже не было опахано. Но местные власти возражают.
– Опашка бы все равно не спасла положения, так как пламя было очень высоким, – считает начальник отдела Етеревской сельской территории администрации городского округа город Михайловка Наталья Меренцова.
Между тем местные жители несколько лет подряд предупреждали местных чиновников – камыш горит постоянно. Но тогда еще в озере была вода, и пламя удавалось быстро гасить. Сентябрь 2015 года оказался роковым.
Наедине с бедой не оставим
Первым загорелся дом Виктора Салтыкова, ближний к озеру. Селяне пытались потушить его своими силами, включили моторы и качали воду из скважин. Но когда пламя стало подбираться к линии электропередачи, хутор пришлось обесточить.
– Слава богу, больших жертв удалось избежать, – говорит пострадавший Иван Зубарев. – Все тушили, спасали. Животных вот только никто не спас, невозможно было….
Как только на пульт дежурного ГУ МЧС по Волгоградской области поступил сигнал, в Ильменское сразу же были направлены 39 человек личного состава и 21 единица техники. С пламенем боролись несколько часов, но стихия все-таки успела уничтожить дома. Пострадали и люди – два местных жителя попали в больницу, а после пожара спасатели обнаружили у дамбы обгоревшее тело.
Погибший – Сергей Попов – приехал в гости к родственникам и плохо знал местность. Спасаясь от огня, он побежал в сторону озера в надежде отыскать водоем и оказался окружен пламенем. Выбраться из огненного плена мужчина уже не смог…
Люди вспоминают случившееся со слезами, говорят – было очень страшно, ведь никто не знал, сумеют ли пожарные отстоять хутор. Но со стихией справились. И сразу же начали помогать тем, кто пострадал. Большинство погорельцев полностью лишились крова, скота и домашней птицы.
– Наша задача – в экст-ренном порядке решить вопрос с дальнейшим размещением и питанием тех, остался без жилья. Потом специальная комиссия установит нанесенный ущерб, и люди получат выплаты. Один на один с бедой не останется никто, – эти слова говорил жителям губернатор Андрей Бочаров, который приехал в Ильменское сразу после получения сигнала о большом пожаре.
На месте глава региона отдал срочные распоряжения – в хуторском клубе развернуть оперативный штаб, а в местной школе организовать пункт приема погорельцев и оказания помощи пострадавшим. Для укрепления медицинской службы Михайловского района были привлечены дополнительные силы, в том числе бригады регионального центра медицины катастроф.
А вечером Андрей Бочаров провел экстренное совещание, где поставил областным службам ряд задач по оформлению социальной помощи пострадавшим. Уже через сутки люди начали получать первые выплаты.
Как восполнить потери
Разбираться в причинах случившегося теперь будут компетентные органы. Специалистам предстоит выяснить все обстоятельства ЧП и оценить действия властей и специальных служб. Но в главном управлении МЧС по Волгоградской области уверены – ликвидировать возгорание местными резервами было невозможно.
– Что касается оснащенности самого населенного пункта, мы отмечаем неудовлетворительную готовность к пожароопасному периоду, – заявил начальник уппавления Олег Гребенюк. – В первую очередь это отсутствие источников наружного пожаротушения для ликвидации возгорания.
Как сообщила «ВП» представитель регионального следственного управления СКРФ по Волгоградской области Наталья Куницкая, по факту гибели человека начата процессуальная проверка, в ходе которой будут выяснены обстоятельства и причина смерти.
Сегодня в населенном пунк-те продолжают дежурить несколько пожарных отрядов. Разбирать завалы пострадавшим помогают соседи и родственники из ближайших сел. Оказывают поддержку предприятия района, коллективы КФХ, индивидуальные предприниматели. Одни безвозмездно предоставили транспорт, другие собирают деньги и вещи. Отдел сельской администрации заполнен людьми – погорельцы подают заявления на восстановление документов и получение компенсаций.
А вот природа здешних мест восстановится не скоро. После сильнейшего пожара лиственный лес напоминает декорацию из фильмов ужасов: обугленные деревья и усыпанная пеплом земля, озеро превратилось в огромную черную яму. Построят ли хуторяне на месте пепелища новые дома или сменят место жительства, неизвестно – пока люди только приходят в себя после пережитого шока.
Фото Александр Куликов
тем временем
Несмотря на дожди, в регионе усилили охрану лесов от пожаров
В регионе продолжается противопожарное обустройство лесных массивов, особое внимание при этом уделяется обеспечению безопасности территорий возле жилых домов и организаций, а также федеральных трасс.
После недавнего сильнейшего природного пожара в Михайловском районе в лесных массивах области усилено патрулирование. Во всех 22 лесничествах ведется круглосуточный мониторинг состояния лесного фонда. Как заверили «ВП» в пресс-службе областной администрации, вся необходимая техника лесопожарного центра находится в постоянной готовности – автоцистерны повышенной проходимости, тракторы, малые лесопатрульные комплексы и другие спецсредства.
Напомним, до 1 октября в Волгоградской области временно запрещена охота. Лесники совместно с работниками охотничьих хозяйств проводят разъяснительную работу среди населения.
– В общей сложности с начала весны в регионе было организовано 1600 рейдов, направленных на предотвращение пожаров. Помимо лесников в них участвовали сотрудники полиции и казаки. Для граждан штраф за нарушение правил пожарной безопасности в лесах составляет от четырех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 40 тысяч, для юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей, – напомнили в ведомстве.