Это касается всех полигонов в стране, поэтому к ним сегодня предъявляются особые требования по экологической безопасности. Однако свалка в Гумраке, как считают эксперты областного природоохранного комитета, пока далека от современных нормативов.
Здесь, например, так и не был установлен защитный экран – необходимое конструктивное решение для такого рода объектов. Более того, полигон находится всего в 370 метрах от ближайшей жилой застройки. В период с весны до осени люди постоянно жалуются на возгорания свалки. Тушат их с большим трудом и очень долго. Между тем известно, что ядовитый мусорный дым способен причинить серьезный вред здоровью.
– Опасность пожаров на подобных объектах в том, что источник горения, как правило, находится глубоко внутри, его просто невозможно потушить без использования тяжелой техники, – объяснил представитель пресс-службы МЧС России по Волгоградской области Вячеслав Гончаров. – Подобные возгорания сначала приходится разгребать трактором и только потом заливать водой. Это очень трудоемкий и длительный процесс.
Угрожает полигон и безопасности авиаполетов. Согласно федеральным правилам в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос – до 15 км от контрольной точки аэродрома – запрещается эксплуатировать объекты размещения отходов, животноводческие фермы и прочие сооружения, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Но свалка в Гумраке находится всего в 7 км от аэродрома и к тому же в зоне воздушных подходов.
– Постоянно собирающиеся вокруг полигона стаи птиц создают серьезную угрозу для идущих на посадку и взлетающих воздушных судов, – рассказал диспетчер Волгоградского центра организации воздушного движения Андрей Пенкин. – На моей практике птицы не раз попадали в двигатель самолета или разбивались о корпус, создавая угрозу аварийных ситуаций. К счастью, обходилось без трагических последствий. Но это – пока.
Специалисты с тревогой говорят о том, что после завершения реконструкции волгоградского аэропорта и увеличения его мощности угроза от соседства со свалкой для авиапассажиров будет только возрастать.
Поэтому областной природоохранный комитет настойчиво добивается закрытия полигона и его рекультивации. По закону эта обязанность возлагается на эксплуатирующую организацию, которой предстоит разработать и утвердить проект и получить заключение государственной экологической экспертизы.
Есть два пути. Первый – вывезти накопившийся мусор в другое место, где обеспечена охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов. Второй – проложить под полигоном защитный экран и провести полную рекультивацию участка.
В настоящее время в адрес владельца полигона уже направлено соответствующее претензионное письмо.
– Будем добиваться закрытия свалки и начала работ по ее ликвидации и рекультивации, – подчеркнула председатель областного природоохранного комитета Полина Вергун. – Если же это требование не будет исполнено в добровольном порядке, мы обратимся в суд.
DNG