Недавние теракты в мире всколыхнули новую волну острой темы приема мигрантов с Востока. По данным УФМС по Волгоградской области, только в этом году на территории региона встали на учет более 73 тыс. иностранцев. «ВП» попыталась выяснить, как обеспечиваются безопасность коренных жителей и проверка приезжих лиц.
Откуда приезжают нелегалы?
Если верить миграционной службе, то волгоградцам беспокоиться не о чем. Массовый поток вынужденных переселенцев с Ближнего Востока России точно не грозит. А контроль за теми гастарбайтерами, которые едут в регион из стран ближнего зарубежья в поисках лучшей доли, в последнее время усилен.
– Каждый иностранный гражданин, который въезжает на территорию страны, обязан по прибытии в течение семи рабочих дней встать на миграционный учет, – говорит начальник отдела Тимур Гильманов. – Таким образом, мы получаем достоверную информацию об иностранцах, прибывших для трудоустройства либо с иными целями. Могу с уверенностью сказать, что практически все они прибывают в нашу страну легально. Есть, конечно, те, кто незаконно пересекает границу, но их бывает мало – всего несколько человек.
Да и страшное слово «нелегал» зачастую касается тех, кто вынужденно «проштрафился» с оформлением документов. Например, не оформил трудовой патент либо нарушил правила пребывания на территории региона – приехал в гости, но задержался в стране более чем на три месяца.
– В своей работе УФМС старается выявлять тот контингент, который вызывает определенные подозрения. В этой части мы плотно сотрудничаем с ФСБ. Периодически передаем им лиц, которые показались нам подозрительными, и не только в части нарушения миграционного законодательства, – продолжает Гильманов.
Штрафы –до 800 тыс. рублей
Нарушителей ищут и в ходе специальных рейдов. Так, в конце октября во время внеплановой проверки строящегося объекта в Волжском были обнаружены 78 граждан Узбекистана, которые работали без патента. Теперь гастарбайтерам грозит штраф от двух до пяти тысяч рублей, а их работодателю – до 800 тыс. рублей и даже приостановление деятельности юрлица до трех месяцев.
– С 2014 года в России стала применяться уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан. Благодаря нововведениям в регионе резко снизилось количество так называемых резиновых квартир, когда по одному адресу было зарегистрировано до 400 человек, – говорит Тимур Гильманов.
Самых злостных нарушителей заносят в «черный список» – таким гражданам запрещен въезд на территорию страны в течение нескольких лет, их обязательно подвергают дактилоскопированию для пресечения попыток въезда по подложным документам. Только в этом году региональное УФМС запретило пребывание в России более 1,5 тыс. иностранцев.
«Мертвых душ» рождает бюрократия
Но у таких жестких мер есть обратная сторона. Многие аграрии в регионе активно используют труд мигрантов – зарплату им можно платить скромнее, да и работают, как правило, добросовестнее земляков.
У фермера из Среднеахтубинского района Павла Чердынцева недавно закончилась судебная тяжба с органами УФМС. Предпринимателя обвиняли в нарушении миграционного законодательства и составили на него 25 протоколов. Но он говорит – просто не успел вовремя оформить документы.
– Я как раз находился в миграционной службе, занимался оформлением. И так совпало, что именно в это время в хозяйство приехали представители УФМС. Они погрузили 20 человек в микроавтобус и отвезли в Волгоград, где продержали целый день, – рассказывает Павел Чердынцев. – После освобождения некоторые отказались от работы не только у меня, а вообще в России, и уехали к себе на родину.
Формально, выписывая штрафы, сотрудники миграционной службы были в этой ситуации правы. Без патента, который можно получить, сдав экзамены на знание русского языка, истории и права России, а также получив медицинскую страховку, работать нельзя. На оформление отводится 30 дней. Но реально уложиться в этот срок невозможно.
– Поэтому я решил оспаривать штрафы, общий размер которых составил больше четырех миллионов рублей, – говорит Чердынцев. – На это у меня ушло все лето.
В итоге штрафы были отменены, но эта история заставила фермера серьезно задуматься о смене бизнеса.
– Местные жители не спешат идти работать в АПК, особенно в овощеводство, – объясняет Чердынцев. – Работа тяжелая, грязная. Я вынужден нанимать иностранцев. Но зачем мне выращивать огурцы и помидоры, которые даются такой ценой?
Работают без паспорта и денег
Сейчас, когда взят курс на импортозамещение, фермеры воспряли духом. Но чтобы наращивать производство, АПК требуется рабочая сила. И вопрос с мигрантами остается открытым.
Впрочем, недобросовестными оказываются не только приезжие, но и принимающая сторона. Главе таджикской общины Волгоградской области Саидахмаду Махмадову не раз приходилось защищать своих соотечественников от работодателей.
– В Городищенском районе есть сельхозпредприятие, руководитель которого месяцами не выплачивает зарплату мигрантам. При этом паспорта держит у себя, – рассказывает Махмадов. – Не так давно мне пришлось спасать фактически из рабства шестерых таджиков.
По словам Махмадова, мигранты в нашем регионе практически бесправны, а их жалобы никто не принимает. Поэтому большинство вопросов решается именно через общину. Еще одна проблема, с которой сталкиваются иностранные граждане, – плохое знание русского языка. Особенно письменной речи.
– Если на бытовом уровне общение еще возможно, но когда правоохранительные органы составляют на мигрантов протокол, 90?% людей не понимают, что там написано, – говорит глава таджикской общины. – А переводчика не предоставляют.
Камеры для мигрантов
Иностранцев, нарушивших миграционное законодательство, ждет выдворение за пределы России. Но исполнять решение суда спешат не все. Кто?то намеренно, а кто?то – вынужденно, потому что не находит средств на покупку билета. Если такого человека снова задерживают, то подвергают уже принудительной экстрадиции.
В этом случае нелегалов помещают в Центр временного содержания. Здесь они находятся, пока не решится вопрос с приобретением проездных документов. В Волгоградской области такое учреждение расположено в Краснослободске Среднеахтубинского района. Рассчитано на 52 человека, но сейчас там, по разным данным, от 62 до 90 мигрантов.
Так что есть острая необходимость в открытии нового Центра. Его уже почти построили в Дзержинском районе Волгограда.
– Вот здесь санитарная комната, тут – столовая, медицинский блок, административные помещения и библиотека, – проводит экскурсию главный специалист отдела СУВСИГ УФМС России по Волгоградской области Андрей Русаков. – На первом этаже, скорее всего, разместятся мужчины, а на втором – женщины с детьми. Семьи же будут проживать совместно.
Новый центр рассчитан на 150 человек. Есть здесь и комнаты-камеры для нелегалов, ожидающих отправки на родину. Территорию Центра будут круглосуточно охранять – по всему периметру высокого забора уже установлены видеокамеры. Как отмечают представители УФМС, открытие нового Центра позволит снизить криминогенную обстановку в регионе. Ведь многие мигранты идут на нарушение закона во многом по причине отсутствия средств и крыши над головой.
Фото Александр Куликов