Старики и разбойники

Старики и разбойники
Потомки Остапа Бендера осваивают новые способы отъема денег у населения

Если бы Остап Ибрагимович Бендер изобретал свои способы отъема денег у честных граждан сегодня, то, думаю, их было бы не 400, а в несколько раз больше – с учетом современных технологий. Нынешние «коллеги» Бендера хоть и используют технические новинки, но делают это как?то по?глупому, повторяя свои приемы снова и снова. Но самое обидное, что каждый раз на эти, казалось бы, примитивные разводки попадаются все новые жертвы. Чтобы уберечь наших читателей от обмана, «ВП» совместно с пресс-службой ГУ МВД по Волгоградской области сделала подборку самых «трендовых» способов обмана.

«Бабушка, спасай – посадят!»

Схема этой аферы, казалось бы, избита: на мобильник приходит эсэмэска с просьбой немедленно перечислить на указанный номер кругленькую сумму. Мол, попал в беду, очень срочно надо, потом объясню. Как вариант – по домашнему телефону звонит «друг» или «опер» и сообщает, что сын или внук попал в ДТП или пьяную драку, и, чтобы не возбудили уголовное дело, срочно нужны деньги. Абоненту предлагают подготовить сумму и передать человеку, который представится так?то и так?то. Курьер может прийти домой либо назначить время встречи где?нибудь. Суммы за «невозбуждение уголовного дела», запрашиваемые аферистами, достигают миллиона рублей. Старики в панике достают припрятанные «гробовые» деньги, опустошают счета, даже умудряются продавать квартиры.

Полицейские советуют в таких случаях все?таки не паниковать, а попытаться дозвониться до родственников, якобы попавших в беду, их друзьям или сослуживцам. А если звонивший предлагает забрать деньги лично, соглашайтесь, а потом сразу же вызывайте полицию. Так вы поможете оперативникам задержать аферистов и предотвратить подобные случаи обмана граждан.

«Лечим по?новому»

Второй способ «развода» пожилых людей – навязывание им не нужных в принципе медикаментов. Обзванивает пенсионеров человек, неплохо владеющий медицинской терминологией. Он представляется врачом поликлиники, где обслуживается абонент, обращается по имени и отчеству и демонстрирует полную осведомленность о состоянии здоровья. И сообщает, что ему крайне необходимо пройти курс лечения новыми препаратами. Как правило, пенсионеру «впаривают» БАДы, реже – какую?нибудь подделку с переклеенными этикетками. В среднем такое «лечение» может обойтись несчастному человеку от 0,5 до 2–3 млн рублей. Но тут опасность даже не в том, что пожилых людей цинично обирают. Жертвы аферистов, надеясь на новое средство, прекращают лечение и окончательно губят свое здоровье. Сами по себе биоактивные добавки, может быть, и безвредны, но и вылечить от конкретной болезни не в состоянии. Потому полицейские советуют обсуждать «новые медицинские технологии» со своими, проверенными врачами.

«Откройте, собес!»

Третий способ обмана пожилых людей как раз не требует наличия у них детей, внуков и вообще каких?либо родственников. Совсем наоборот – жертвами становятся одинокие старики. Под видом социальных работников мошенники приходят к ним домой и предлагают бесплатную помощь по хозяйству, привезти-отвезти в поликлинику, что?то купить, переоформить пенсию или квартплату. Да мало ли что нужно пенсионеру – даже просто пообщаться. Тут могут быть два варианта. Первый – банальный, но быстрый грабеж. Несколько мошенников заходят в квартиру с каким?то вопросом. Пока один из них беседует с пенсионером, другой обшаривает укромные места в поисках денег и ценных вещей. Обычно роль работников собеса умело играют женщины среднего возраста. Пенсионерам рекомендуется не открывать дверь, несмотря на магическое слово «собес».

Гораздо опаснее другой вариант – «черные риелторы». К одинокому человеку втираются в доверие и обманом побуждают подарить жилплощадь, на худой конец – кого?то прописать в своей квартире. Как правило, после такой «сделки» с недвижимостью эти старики долго не живут. Опять же, «черные риелторы» – хорошо организованные группы, имеющие связи и в полиции, и в местной администрации, и в нотариальных конторах.

Полицейская статистика утверждает, что каждый год жертвами мошенников становятся десятки тысяч пожилых людей. Казалось бы, пенсионеры – самые опытные, много раз битые жизнью наши сограждане, на себе испытавшие и ваучерную приватизацию, и «заманухи» МММ. Более того, в СМИ многократно были описаны способы «отъема денег» именно у этой категории населения. И тем не менее кто?то из наших бабушек, дедушек, мам или пап обязательно наступит на всем известные грабли. Психологи МВД утверждают, что это происходит не из?за старческого, мягко говоря, помутнения. Просто они сохранили в себе чуткость и сострадание к окружающим. И болезненную ответственность за своих близких. Чем и пользуются негодяи.

Как нас обманывают?

Вокруг банков крутится немало специалистов по отъему денег. Но большой фантазией они не отличаются.

Итак, на ваш телефон с неизвестного номера приходит смс-сообщение, в котором сказано, что ваша банковская карта заблокирована.

Вслед за этим вам звонит незнакомец, который представляется начальником службы безопасности банка, и говорит, что карту можно разблокировать и для этого всего лишь нужен банкомат.

Поскольку люди не хотят сидеть в долгих очередях или ехать в главный офис банка, они соглашаются с предложением злоумышленника. Когда вы подходите к банкомату, мошенник говорит, какие операции с картой нужно произвести. В итоге, сами того не подозревая, вы переводите свои кровные на счет преступника.

Между тем, сравнительно новым, но от этого не менее опасным видом мошенничества являются махинации с интернет-кошельками, и зачастую, как ни странно, недальновидные пользователи сами отправляют злоумышленникам личные данные и пароли.

Мошенники действуют по следующим схемам: покупка товаров, предоплата услуг, в том числе с предварительным перечислением предоплаты, что может создать мнимую видимость неких гарантий.

Такой случай, например, недавно произошел в Волгограде. Девушка собиралась купить айфон на интернет-площадке по размещению бесплатных объявлений и, связавшись с недобросовестным продавцом, потеряла 35 тысяч рублей.

Пять правил защиты от мошенников

1. Не производить никаких действий по переводу денег по чьему?то звонку. Если кто?то представился сотрудником Сбербанка, позвоните в свой офис, узнайте, есть ли такой сотрудник и по какому вопросу он мог вам звонить.

2. Сейчас пенсии переводятся со сберкнижек на карточки. Ни в коем случае нельзя держать вместе пластиковую карточку и бумажку с пин-кодом. Многие пенсионеры пренебрегают этим советом и остаются без денег. А ворам удобно получить в руки сразу и то и другое.

3. Лучше снимать деньги в банкоматах в офисах или отделениях. Если пользуетесь уличным банкоматом, при наборе пин-кода рекомендуется всегда прикрывать рукой клавиатуру. Есть умельцы, которые в 20 секунд ухитряются монтировать так называемое скиминговое оборудование. В подразделениях банка сотрудники каждые два часа обходят банкоматы, проверяя, нет ли посторонних накладок. А уличные аппараты хоть и находятся под наблюдением видеокамер, но более доступны для преступников.

4. Если у вас вымогают деньги, подойдите к окошку и шепните операционисту: «Меня заставляют…» Сотрудник тут же кнопкой вызовет полицию. А та уже разберется с вымогателями.

5. При получении смс-сообщения по факту перевода (оплаты), не сбрасывая его и не выполняя указаний, обратитесь за разъяснениями в ближайший офис своего банка.

Фото vpravda.ru