В снежной западне

К чрезвычайной ситуации в Камышинском районе всю неделю было приковано пристальное внимание. Но едва лишь начинало казаться, что самое страшное позади, как погода вновь подбрасывала «сюрпризы». К пятнице в снежном плену оставались 34 грузовых и 23 легковых автомобиля, а также 32 человека, которые отказались покидать транспорт.

Увязли по кузов
Метель, гололед и заносы высотой до 4 метров полностью парализовали движение на участке трассы Саратов – Волгоград с 221 км до 257 километра. По словам очевидцев, вьюга мгновенно засыпала по кузов легковые автомобили.
С двумя трактористами Жирновского и Камышинского ДРСУ, которые расчищали дорогу, едва не стряслась беда. Один из них съехал с трассы и перевернулся. Второй попытался прийти на помощь. Но и коллегу ждало такое же несчастье. По роковому стечению обстоятельств связи с ними не было. Обнаружили водителей сотрудники ГИБДД. Вызволить же пострадавших из снежной ловушки смогли только спасатели, которые на болотоходе доставили водителей до границы с Саратовской областью и передали врачам.
Конечно, не обошлось без тех, кто пытался нажиться на общей беде. По некоторым сведениям, в первые дни заносов местные дельцы взвинтили цены на воду и продукты.
Но гораздо больше оказалось тех, кто протянул застрявшим в сугробах водителям руку помощи. В школе и детском саду Усть-Грязнухи развернулся пункт временного размещения. Однако прибывавших водителей местные жители охотно приглашали к себе домой. Предприниматели предоставляли продукты.
Для тех, кто не желал покидать автомобили, на трассе был организован подвоз горячего питания, дизтоплива, теплых вещей.
«Лось» и «Бобр» спешат на помощь
Первые заторы на федеральной трассе Саратов – Волгоград в Камышинском районе образовались еще в прошлые выходные. При подъеме на 257-м километре застряли две фуры, которые и перегородили трассу. В обоих направлениях тотчас выросли очереди из грузовых и легковых автомобилей.
В течение нескольких дней в районе движение то налаживалось, то снова прекращалось. А в ночь с 1 на 2 февраля в регионе разыгралась снежная буря и все усилия спасателей разгрузить трассу были сведены на нет.
– В Главном управлении МЧС России по Волгоградской области был создан межведомственный оперативный штаб, – рассказал руководитель пресс-службы МЧС России по Волгоградской области Дмитрий Уланов. – В Камышинском районе введен режим чрезвычайной ситуации. В район происшествия прибыла оперативная группа Камышинского гарнизона МЧС России по Волгоградской области и 9 экипажей ГИБДД. Их задачей было обеспечить эвакуацию людей, организовать работу дорожной техники и охранять технику.
Над расчисткой дорожного полотна работали более 100 человек и 60 единиц техники, в том числе около 30 единиц тяжелой техники. Из Волгограда прибыли два бульдозера Котерпиллера, а также высокопроходимая техника МЧС России: два болотохода «Бобр» и два многофункциональных вездехода «Лось», которые позволили наладить подвоз питания, ГСМ и оказать помощь людям. Вчера разведку с воздуха выполнял вертолет МИ-8 Южного регионального центра МЧС России. К концу дня общими усилиями удалось расчистить одну полосу для спецтранспорта.
Однако предсказать, когда движение удастся полностью наладить, сегодня никто не берется. Ведь синоптики снова предупреждают: с 4 по 8 февраля на территории Волгоградской области ожидается аномально холодная погода. Температура воздуха ночью до -20-25°С, местами до -30°С. Днем -16-21°С.
Ловушки для снега
Но автолюбители недоумевают: неужели нельзя было избежать этого коллапса? Кто в ответе за случившееся?
– На этом участке сложный рельеф, дорога идет то вниз, то вверх, – считает председатель Совета ветеранов МЧС России по Волгоградской области полковник в отставке Александр Стрекаев. – Однако о том, что здесь могут возникать заносы, было давно известно. Раньше большое внимание уделялось посадкам, их постоянно обновляли. К тому же зимой на проблемных участках выставлялись заградительные щиты, которые еще и задерживали снег на полях. А сейчас за лесополосы отвечает непонятно кто. Есть вопросы и к организации работы снегоуборочной техники, которой должны заниматься власти на местах.
Но во многом виноваты и сами дальнобойщики. По словам Александра Стрекаева, большинство из них выходят в рейс совершенно неподготовленными: без запаса продуктов и теплой одежды, без цепи, с большим перегрузом, на «лысой» резине и некачественном дизтопливе. Однако эффективных мер наказания за это не предусмотрено.
Сами же водители во всем винят качество дорог. По их мнению, давно пора реконструировать узкую двухполосную трассу, которая лишена разделительной полосы.
– Решающую роль сыграли погодные условия и отсутствие культуры вождения, – уверен начальник управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области Анатолий Васильев. – Из-за сильной метели, низовой поземки видимость временами была всего 3-4 метра. Расчищенные участки заносило буквально через 30-40 минут. Водители же спешили «проскочить», обгоняя друг друга. Большинство заторов было как раз из-за того, что большегрузы не могли разъехаться.
Тем не менее, по словам Анатолия Васильева, необходимо принять меры и по борьбе с заносами. Это могут быть лесополосы, земляные валы или деревянные щиты. Итоговый вариант будет определен после согласования с Росавтодором.
Оперативно организовать защиту проблемных участков можно лишь при помощи снежных траншей. Поэтому водителям остается максимально внимательно следить за погодой и проявлять осторожность.