Южный след олигарха

Южный след олигарха
На днях бывший глава ЮКОСа снова объявлен в розыск. Ему заочно предъявлено обвинение в заказе убийства мэра Нефтеюганска Петухова в 1998 году.

Из материалов дела Михаила Ходорковского «ВП» выяснила, что олигарху помогали волгоградские бандиты.

Бывший глава службы безопасности «Менатепа» Алексей Пичугин уже отбывает срок за организацию преступления. В местах лишения свободы находятся и непосредственные исполнители убийства – волгоградцы Геннадий Цигельник и Евгений Решетников, признавшие свою вину в 2006?м. Сам же олигарх на днях заявил, что убийство совершено камышинской ОПГ в лице Игоря Попова и Вячеслава Приходько.

Расстрелян за налоги

Хронология событий такова. В далеком 1998 году Владимир Петухов – мэр города Нефтеюганска, на территории которого располагалась одна из «дочек» ЮКОСа, обвинил руководство нефтяной компании в неуплате налогов в местную казну. А так как предприятие являлось градообразующим, то недоимка в 1,2 трлн неденоминированных рублей больно ударила по бюджету.

Петухов даже провел недельную голодовку, чтобы привлечь внимание региональной власти к проблеме. А через несколько дней –

26 июня 1998 года – мэра и его охранника расстреляли по дороге на работу из пистолета-пулемета «Борз». Мэр погиб сразу, а его охранник был тяжело ранен.

Тогда по горячим следам были задержаны Игорь Попов и Вячеслав Приходько – члены так называемой камышинской ОПГ. Но следствию не удалось собрать достаточно улик, чтобы довести подозреваемых до суда.

Смотрящий в Камышине

Собственно, уходить из?под носа следователей Игорю Попову было не впервой. Поп, как его называли в Камышине, был главарем банды рэкетиров, державших в страхе весь провинциальный город на Волге. В 1994 году Попова обвинили в убийстве бывшего начальника камышинской милиции Ивана Страхова. В течение нескольких месяцев следователи собирали доказательства его вины, но в результате дело до суда не дошло. Вмешательство московских адвокатов и неофициальная поддержка неких влиятельных в регионе людей позволило ему и еще нескольким членам ОПГ выйти сухими из воды.

Кстати, то, что в родном Камышине Попов был человеком более чем авторитетным, подтверждается таким фактом: на матчах местного «Текстильщика» он сидел в ВИП-ложе с первыми лицами города и района.

– У нас были все основания считать именно Попова виновным в убийстве Ивана Страхова, – рассказывает «ВП» Анатолий Кипень, занимавший должность прокурора г. Камышина с 1992-го по 2007 год. – Мотив мог быть следующим. Когда начальник милиции города ушел в отставку, он организовал собственное охранное предприятие. С ЧОПом собирались заключать официальные договоры на охрану многие местные предприниматели, которые уже устали от поборов рэкетиров. Как я думаю, Попов испугался потерять своих «клиентов», с которых выбивал деньги, и таким образом решил убрать «конкурента». Но, к сожалению, довести дело до суда мы не смогли. Не хватило улик.

Еще одним фактом, свидетельствующим о том, что в Камышине Попов был особо важной и неприкасаемой фигурой, является предотвращение покушения на лидера ОПГ. В 1996 году в город прибыл киллер, нанятый, чтобы убить Попа. Но сотрудники местной милиции задержали его до того, как он смог исполнить заказ.

По словам Анатолия Кипеня, к концу 90?х годов деятельность поповской группировки в Камышине почти сошла на нет. Можно лишь предположить, что главарь банды нашел не менее интересные занятия в другом регионе страны. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе…

Итак, задержанные по подозрению в убийстве Петухова Попов и Приходько были отпущены за недостаточностью улик. Однако спустя несколько дней труп Приходько обнаружили под Нефтеюганском. Самого Попова расстреляли в 2001 году в родном Камышине. Его убийство до сих пор не раскрыто, как и убийство бывшего начальника городской милиции.

После смерти участников камышинской ОПГ дело об убийстве Петухова закрыли. Но через несколько лет обнаружились новые обстоятельства, заставившие следственные органы пересмотреть дело мэра Нефтеюганска.

Волгоградский Калашников

В 2006 году Геннадий Цигельник, проходивший по делу экс-главы отдела внутренней экономической безопасности Алексея Пичугина в качестве одного из обвиняемых в покушении на предпринимателя Рыбина и управделами «Роспрома» Виктора Колесова, назвал себя виновным в убийстве мэра Нефтеюганска. А также назвал самого Пичугина и ряд руководящих лиц

ЮКОСа, в том числе и Ходорковского, организаторами данного преступления. Подобное заявление сделал и Решетников, также обвинявшийся в покушении на Рыбина.

И Решетников, и Цигельник – жители Волгограда с солидным криминальным прошлым. Первый зарабатывал подпольным изготовлением оружия. У Решетникова были золотые руки, его даже называли местным Калашниковым. Геннадий Цигельник, которого СМИ того времени называли не иначе, как криминальным авторитетом в Волгограде, по одной из версий, познакомился с Решетниковым в 1998-м, когда принес ему в починку «Борз». Любопытно, что в ряде публикаций и документов Цигельник проходит под именем Шевцов. У него якобы было даже поддельное удостоверение сотрудника ФСБ на эту фамилию, которым он любил козырять.

По версии следствия, на волгоградскую банду Алексей Пичугин вышел через третьих лиц. А точнее, через своего подручного, некоего Сергея Горина, работавшего в одном из подразделений банка «МЕНАТЕП», крупнейшим акционером которого был Ходорковский. После озвученного «заказа» Решетникову и Цигельнику было передано дополнительное оружие. При себе у них уже был тот самый пистолет-пулемет. Оружие киллеры хранили в машине «Нива», на которой они и прибыли в Нефтеюганск из Волгограда.

– В течение длительного времени они наблюдали за Петуховым, а 26 июня исполнили «заказ».

Чем занимались киллеры после выполнения заказа, можно только догадываться. Подозрения в причастности к покушениям на сотрудников империи Ходорковского Рыбина и Колесова привели их на скамью подсудимых, где они и сделали не только сенсационные признания в убийстве мэра Нефтеюганска:

– У меня есть основания считать, что в Нефте-юганске нас с Решетниковым после исполнения «заказа» по Петухову должны были устранить, – приводит слова Цигельника на судебном процессе сайт newsruss.ru. – Дело в том, что через некоторое время после знакомства с Гориным он в свою очередь познакомил меня со своим двоюродным братом из города Камышина – Поповым. Горин говорил, что у Попова есть «бригада», и в случае чего он может мне помочь с убийством Рыбина. Позже, в 2001 году, Попова убили на окраине Камышина на свалке. Когда я стал знакомиться с материалами дела, то узнал, что вместо нас в Нефтеюганске были задержаны Попов и Приходько. Попов не мог просто так оказаться в Неф-теюганске.

Если верить этим словам, получается, Попов и Приходько должны были убить Решетникова и Цигельника, чтобы те не могли вывести на истинных организаторов и заказчиков убийства мэра Нефтеюганска. Технология, когда киллера используют втемную, а потом убивают, широко известна. Но сотрудники правоохранительных органов якобы приняли дуэт камышан за банду из Волгограда, и это спасло Решетникову с Цигельником жизнь. Видимо, те же лица, которые пытались замести следы в деле Петухова, могли убить самих Попова с Приходько.

Почему преступники из нашего региона, никогда даже не приближавшегося к статусу «криминальных столиц» России, вдруг оказались в орбите интересов самого богатого на тот момент бизнесмена страны? Об этом можно лишь догадываться. В середине девяностых Ходорковский получил контроль над Волжским трубным заводом, позже благополучно подведя его под спланированное банкротство и продав. Наверняка его люди, «ставившие» на предприятии службу безопасности, хорошо ориентировались в местной криминальной среде. Становится понятным, почему в делах ЮКОСа были замешаны волгоградские авторитеты.

Фото из открытых источников