Какова его природа? Почему с грехом нужно бороться и как это делать? На вопросы читателей отвечает настоятель волгоградского храма Знамение Пресвятой Богородицы иерей Дмитрий Чернявский.
- Мне 65 лет, и я только начинаю размышлять о грехе. Понятно, что грех – это преступление, если от чего?то отступил, преступил что?то, за это должен быть наказан. Один ли грех для понимающего, что он творит грех, и не знающего, что он совершает грех? Судимы будут по одному закону или канону, или все?таки по разным?
Игорь, Волгоград.
– Грех с точки зрения Церкви – это, прежде всего, болезнь. В греческом языке есть такое слово «амартия», его буквальное значение «ошибка» или «попадание мимо цели». Грех – это, во?первых, ошибка человека и, во?вторых, болезнь.
Человек осознает, что совершил грех не тогда, когда кто?то ему на это указал, а когда он сам к этому пришел. В этом смысл Таинства исповеди. Ведь когда человек приходит на исповедь, ему не говорят, что он сделал то или не сделал этого. Он приходит и сам говорит о содеянных грехах. Он называет те грехи, которые сам осознал, признал таковыми. И очень часто человек, придя на исповедь в первый раз, называет не все свои грехи, и не потому, что он захотел их скрыть, а потому, что многое из своей жизни он еще не осознает и не признает грехом.
Борьба с грехом происходит так же, как лечение болезни. Ведь болезни лечатся по?разному: некоторые – быстро, а какие?то медленно. Одни болезни – хронические, а другие – острые. Так и с грехами. Есть грехи, от которых человек легко освобождается: осознал, что это грех, и решил этого не делать. А есть такие грехи, о которых человек знает, на исповедь ходит, повторяет одно и то же, но тем не менее продолжает и продолжает их совершать.
- Есть люди, которые не знают заповедей или не ведают их – язычники или неверующие люди… Как им понять, что такое грех?
Александр, Урюпинск.
– Апостол Павел говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14-15).
На самом деле, заповеди Божии адресованы всем. И нет такого человека, который не знал бы эти заповеди. Он может знать их в разных вариациях, потому что в разных религиозных традициях заповеди представляются по?разному, но даже в безрелигиозной традиции есть некий нравственный кодекс и он является общим для всего человечества.
Поэтому, когда человек совершает грех, он идет либо против себя, либо против Бога, либо против своих ближних. Вот три разновидности греха, но это всегда попадание мимо цели, всегда ошибка.
- В миру говорят – незнание не освобождает от ответственности. В церкви тоже так?
Антон, Волжский.
– В Священном Писании говорится, что суд начнется с дома Божиего (1Пет. 4:17), то есть Страшный суд начнется именно с тех, кто знал, но не делал.
У человека могут быть все средства: самые лучшие врачи, лучшие медикаменты, прекрасная клиника, а болезнь все равно почему?то остается. Не всегда членство в Церкви, даже участие в церковных Таинствах освобождает от греха.
Здесь нужна очень большая работа над собой, а самое главное – человек не может победить грех своими силами, для этого требуется помощь Божия. Так же, как человек не может просто дожидаться, что болезнь уйдет. Как правило, болезни сами не уходят, их все равно надо лечить, а для того, чтобы их лечить, нужны врачи.
Что происходит в Церкви? Человек осознает и свой грех, и свою неспособность его победить. Он понимает, что у него нет сил, что этого нельзя достичь путем самоконтроля, потому что грех имеет свою привлекательность. И тогда он обращается к Богу, который приходит на помощь. Они начинают «работать» вместе – это то, что мы называем «синергией», когда Бог и человек действуют вместе.