Оставаться честным перед собой и Богом

На вопросы наших читателей отвечает настоятель волгоградского храма Знамение Пресвятой Богородицы иерей Дмитрий Чернявский.

- Считаю себя человеком воцерковленным, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, но никак не могу избавиться от сквернословия. Хотя знаю и ощущаю на себе, что сквернословие - огромное зло. Что делать, как от этого освободиться?

Алексей.

- Вы правильно говорите “освободиться”, то есть быть свободным от греха. Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда что?то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего это делаем. Хотим ли помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет - а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: “Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется”. Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой?то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

- В этом году заканчиваю школу. Предстоит серьезный выбор жизненного пути, как не ошибиться в нем?

Антон.

- Одно можно сказать: человек не узнает волю Божию, если, во?первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во?вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует - Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить.

Более того, возможно, и другого?то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, - это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой - Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности - то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.

Жизнь - это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и

исполнять сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались - Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу. Главное - оставаться честным перед собой и Богом.

- Зарабатываю ставками на спорт. Не знаю, богоугодное ли это дело или это зависит от моего к нему отношения…

Александр.

- Во многих случаях трудно ответить прямо, богоугодное ли то или другое дело или же нет. Но в вашем случае я бы ответил так: скорее нет, чем да. Это сродни азартным играм, которые сами по себе мало полезны кому?либо и никаких ценностей не производят - ни духовных, ни материальных. От этих игр многие впадают в эмоциональную и психологическую зависимость, в чем тоже мало хорошего. Поэтому, если можете зарабатывать более достойным занятием, это было бы предпочтительнее.