Один из депутатов Госдумы направил обращение главе Минобразования Дмитрию Ливанову с просьбой рассмотреть вопрос об изменении системы тестирования учащихся средних школ. Законодатель предлагает кроме ЕГЭ ввести в школах обязательную проверку уровня интеллектуального развития (IQ). Это сделает оценку способностей более объективной и поможет выявить новых одаренных учащихся.
Кроме того, предлагается разработать новую систему преференций по поступлению в вузы. Эти преимущества будут даваться абитуриентам, показавшим значительный уровень интеллектуального развития, а значит, и свой потенциал как будущих специалистов.
Идея проведения IQ-оценки сама по себе хороша. Но совершенно не обязательно делать это обязательным элементом, дублирующим или заменяющим ЕГЭ. Все желающие сдать подобный тест должны иметь возможность пройти его на добровольной основе. Полученные данные могут учитываться учебным заведением, в которое подает документы абитуриент, и при прочих равных увеличивать его шансы на успешное поступление.
Не стоит, впрочем, преувеличивать значение подобных тестов. Да, в них может быть показан высочайший уровень интеллектуального развития. Но важно не просто иметь высокий IQ, но и направлять свои способности в нужное русло. Самая простая студенческая лень способна свести на нет выдающиеся интеллектуальные показатели. Может быть немалое количество причин, тормозящих или просто не развивающих имеющиеся на момент тестирования способности.
Критерием успешности служит результат, а его можно добиваться разными средствами. Кто-то станет с утра до вечера зубрить. Кто-то выстроит идеально подходящую только ему методику. Кто-то, играючи, совсем не напрягаясь, добьется успеха. И какой здесь процент интеллекта, трудолюбия, упорства, везения, сказать не всегда возможно.
Существующие сейчас олимпиады, конкурсы и прочие мероприятия, направленные на выявление одаренных детей, на мой взгляд, справляются со своей миссией весьма успешно. Их участники проходят несколько уровней, прежде чем станут победителями. Это позволяет выявить как системные фундаментальные знания, так и умения применять их на практике.
Любые предложения по выявлению и поддержке одаренных учащихся сами по себе замечательны. Но не следует превращать эти мероприятия в обязательные тестовые работы. Как говорил герой Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо еще не признак ума». Высокие показатели IQ – это хорошо, но переоценивать эти показатели тоже не стоит.