Роза Чеснокова о социализации воспитанников детдома

Детдомам могут дать возможность водить подопечных в торговые центры, чтобы дети сами выбирали себе одежду и обувь, еду, игрушки. Вице-премьер Ольга Голодец поручила профильным министерствам разработать соответствующие поправки в законодательство. Смысл нововведения в том, что ребенок должен вырасти не просто безвольным потребителем, а рачительным хозяином. Полагаю, эту идею и будут реализовывать законодательно.

Главной задачей детского дома как социального института является успешная социализация воспитанников, их интеграция в современном обществе. Наши выпускники должны уметь делать все, что и их ровесники, выросшие в семьях: готовить еду, выбирать одежду, разумно пользоваться деньгами. Для этого во многих детских домах, в том числе и у нас, созданы условия, приближенные к семейным.

В этом плане законодательные поправки могут сыграть действительно важную роль. У ребят появится дополнительная возможность делать осознанный потребительский выбор. Однако нельзя сказать, что работа в этом направлении раньше не велась. В течение всего периода пребывания в детском доме происходит подготовка воспитанников к выпуску путем так называемого «социального закаливания».

Заключается эта работа в том, что ребята совместно с социальным педагогом учатся самостоятельно оформлять документы при поступлении и трудоустройстве, правильно распределять свои доходы. Впрочем, стать грамотным потребителем не так уж трудно. На сегодняшний день самая большая проблема воспитанников детских домов – это отсутствие навыков именно семейной жизни: в том числе, ведения быта.

У нас ребята учатся создавать уют, украшать свой дом, быть настоящими хозяевами на уроках домоводства, правильно и экономно использовать продукты. У каждого воспитанника есть книга «1000 советов на каждый день». Полученные детьми навыки ухода за жилищем станут основой в формировании личностных качеств. На мой взгляд, этот комплексный подход действительно эффективен. Ведь можно уметь покупать модную одежду, но не уметь ее приводить в порядок или убирать в шкаф.

Повторюсь, ребенок должен вырасти не просто потребителем, а рачительным хозяином. Помогут ли этому законодательные новшества? Думаю, да. Но конечный результат будет зависеть все?таки не от них, а от внутренней атмосферы в конкретном детском доме и работы его педколлектива.

Роза Чеснокова, директор ГКОУ «Волжский детский дом»