Глядя на самовар братьев Баташевых, который Александр Мерненко называет своим любимым экспонатом, испытываешь гордость за российских мастеров. Их самовары побеждали на международных конкурсах и выставках. Среди наград есть и золотая медаль Московской выставки 1882 года «за хорошее качество при невысоких ценах».
– Я случайно его увидел, заглянув к знакомому коллекционеру. Он уже нашел покупателя. Но эта вещь настолько запала в душу, что уговорил отдать ее мне, – вспоминает Александр. – Несмотря на свою более чем двухвековую историю, самовар хорошо сохранился. На корпусе видны вычеканенные медали. Реставрация была незначительной. Если его почистить от накипи, то можно пить чай. Сегодня этот экспонат стоит в зале на видном месте. Как украшение.
– Вот второй мой самовар хоть и моложе по возрасту, чем первый, – начало XX века, но сохранился хуже. Сейчас на реставрации, – продолжает Александр. – Возможно, он потеряет определенный налет старины, но я считаю, что все вещи должны быть рабочими. Вот выберемся всей семьей на дачу и попьем из него чайку. Он как раз трехлитровый – походный. Александр не считает свою коллекцию особо редкой. Основная масса экземпляров – монеты, иконы, христианские кресты, складни, пуговицы от кафтанов и другие предметы российской истории конца XIX – начала XX века. Коллекционирование же называет кропотливым занятием, которое затягивает постепенно и становится неотъемлемой частью жизни.
У него самого все началось с двух медных монет – в семье по маминой линии три и пять копеек конца XVIII века традиционно передавали из поколения в поколение. В итоге раритеты оказались у него.
– Так я начал интересоваться развитием монетного дела на Руси, денежным обращением, ролью денежных знаков в развитии торговли, ремесел. Да и вообще историей государства Российского, – рассказывает коллекционер. Друзья и знакомые, зная об увлечении Александра, не редко дарят ему вещи с историей. Года два назад на день рождения вручили солдатскую бляху времен царствования Николая II.
– Я знаю, что такое солдатская служба – пошел по призыву в армию в сухопутные войска. Да у меня в роду все служили! – замечает Мерненко. – Поэтому почистил подарок, прикрепил к своему солдатскому ремню и ношу с гордостью. Понимаете, такие вещи несут свою энергетику и, даже просто прикасаясь к ним, ты как бы пропитываешься настроением той эпохи, откуда они пришли к нам.
По словам Александра, он даже художественные фильмы теперь смотрит с особым интересом: обращает внимание на декорации, костюмы. Часто находит неточности. Профессия Мерненко никак не связана ни с историей, ни с коллекционированием. Он – энергетик. Но еще в студенческие годы познакомился с двумя увлеченными коллекционерами.
– Свободное время они тратили на поиск интересных экспонатов. Даже ради одного коллекционного экземпляра были готовы поехать в другой город, – вспоминает Александр. – Конечно, сегодня большое подспорье – Интернет. А тогда играл роль случай: многие вещи находились через знакомых и малознакомых людей, а также во время поездок по российским глубинкам. К слову, и сегодня в наших деревеньках можно найти немало раритетов. Тот же походный самовар мне привезли именно оттуда. Я, к сожалению, не могу сам постоянно разъезжать. Спасибо, что супруга Оксана понимает мое увлечение, которое требует затрат. Радует, что 10-летний сын Денис с интересом знакомится с моими коллекционными новинками, показывает их своим друзьям. Надеюсь, со временем проникнется он глубоким интересом к истории. А потом к нему присоединится его младший брат Дима.
DNG