Чековая приватизация: с ваучером по жизни

Чековая приватизация: с ваучером по жизни

В октябре 1992 года в России стартовала чековая приватизация. 148 млн россиян получили приватизационные чеки - ваучеры - номиналом в 10 тыс. рублей каждый. Таким образом, всю страну оценили в полтора триллиона тогдашних еще в СССР напечатанных рублей. Предполагалось, что на чеки народ станет покупать акции предприятий или вкладывать ваучеры в чековые фонды-посредники, которые будут делать то же самое в интересах населения. На практике же большая часть ваучеров была продана за бесценок или канула в небытие вместе с посредническими фондами. "Сталинградская правда" расспросила своих читателей о том, как они распорядились своей долей "общенародного достояния".

Юрий Балашов, электрик:

- Я сделал со своим ваучером то же, что и подавляющая часть населения страны - продал, чтобы купить еду. Не до вложений и инвестиций было. Люди изначально не верили, что можно реальную пользу извлечь из этих приватизационных чеков. Вернее, пользу из этой ваучеризации извлекли только те, кто во власти был и при деньгах. Такое же отношение было к акционированию.

Я тогда на моторном заводе работал, и несколько месяцев зарплату не платили. И на рынке приходилось продавать все, что можно, лишь бы семью прокормить. И когда через несколько месяцев безденежья приехали москвичи с деньгами, народ в очередях давился, чтобы свои акции им продать. Вот такие воспоминания о переходе к капитализму у меня остались.

Александр Горностаев, предприниматель:

- Как не помнить то веселое время?! Продавать свой ваучер не стал - копейки за него давали, а вот сыграть в пользу будущего попробовал: вложился в "Хопер-инвест". Это сейчас все уже всё про финансовые пирамиды знают. Тогда же только одно понимали - надо в таких делах в первых рядах оказаться, зачинателям все лавры и доходы достаются. В одной из таких пирамид я даже успел за пару месяцев 80?% прибыли получить. Деньги, правда, это были небольшие, у меня просто и не было возможности рис­ковать крупно, да и уверенности, к счастью, не хватало. Вообще в то смутное время почти все решала информация: кто ею владел, тот и богател. Понятно, что доступ к ценной информации имели далеко не все. Населению вроде что?то рассказывали, объясняли, но настолько формально, что люди не понимали суть происходящего. А вообще, на мой взгляд, нельзя было раздербанивать крупные предприятия. Они должны оставаться в собственности государства.

Игорь Сакиев, пенсионер:

- Мы с женой тогда устроили настоящее совещание, мозговой штурм, чтобы ваучеры правильно вложить. Сразу было ясно, что на 10 тысяч рублей, что за них тогда давали, не пожируешь. Поэтому ваучеры стали нашей инвестицией в будущее. Это сейчас такое настроение смешно выглядит, а тогда мы с супругой очень даже довольны собой были. Обменяли их на акции "АВВА" и некоего инвестиционного фонда. Через год потопал на главпочтамт, чтобы узнать, не пришли ли нам уже дивиденды. Огорчились их отсутствию, настроились еще годик подождать. Но с течением времени поняли, что ожидания напрасны, и расслабились. Да так сильно, что вновь вспомнили о наших акциях только в 2001 году. Отыскал в Москве следы наших благодетелей, дозвонился. Узнал, что власть переменилась, управляющие компании тоже, и вообще - не мешайте нам работать, товарищ, ступайте лесом… С тех пор люблю, когда мои денежки в виде наличности существуют. И только так…