Всякий раз, готовясь к встрече с очередным долгожителем, волнуюсь: позволит ли состояние здоровья моего героя полноценно общаться? И в который раз отмечаю: современные столетние юбиляры год от года выглядят все моложе и моложе. В 113?тысячном Камышине тех, кто достиг или вот-вот перешагнет вековой рубеж, на сегодняшний день около десятка. Одна из них – Евдокия Елисеевна Подошвина.
На втором веку выпить коньяку
– Ну, давай говорить будем! – бодро встречает меня Евдокия Елисеевна и приглашает в свою комнату.
– А ты тоже поучаствуй, Маша, – просит она дочь. – А вдруг что подзабуду, перепутаю…
– Мам, да ты лучше меня все помнишь! – парирует Мария Федоровна. – Давай сама рассказывай!
Бабушка Дуся не только строго следила за нитью нашего разговора, но и дотошно уточняла годы, факты, события.
Разумеется, богатырскими параметры здоровья этой героической женщины уже не назовешь, но давление в норме. На кардиограмме серьезных проблем с сердцем нет, как нет и других хронических традиционных возрастных недугов. А память просто идеальная. Бабушка прочла несколько длинных революционных стихотворений, исполнила «Интернационал». Слух хороший, голос звонкий. Главная проблема – катаракта, которая появилась два года назад. Как известно, офтальмологи убирают ее успешно, но дочери не хотят подвергать маму оперативному вмешательству. В праздники Евдокия Елисеевна еще может позволить себе фужер домашнего вина или рюмочку коньяка.
– Дай бог всем иметь такое здоровье в эти годы… – подчеркивает в беседе дочь нашей героини. – Господь дал маме уникальную иммунную систему. Она даже гриппует редко.
Кстати, медицинская карта у бабушки Дуси впервые появилась лишь в возрасте 92 лет. Когда дети решили для получения хотя бы мизерных льгот (пенсия у бывшей колхозницы 14 тыс. рублей) выхлопотать матери вторую группу инвалидности.
Геронтологи предполагают, Бог располагает
Как известно, исследователи вопросов старения всего мира вывели пять основных принципов долголетия. Это наследственность, здоровое питание, физическая активность, стрессоустойчивость и наличие любимого дела.
Что мы имеем на примере бабушки Дуси? Начнем с главной фишки – генеалогического древа. Евдокия Елисеевна – шестой ребенок в семье. Все ее дедушки и бабушки действительно были долгожителями. Но лишь она одна из девяти детей стала долгожительницей. Все остальные братья и сестры недотянули даже до 80 лет.
При этом болели они не только распространенными сердечно-сосудистыми, но и онкологическими заболеваниями. Так что, как видим, даже генетика предков-долгожителей не способна быть абсолютной для всех гарантией долговечности наших биологических часов. Кстати, из пятерых детей самой бабушки Дуси двое ее сыновей уже ушли из жизни до сроку, и причинами в обоих случаях были сердечно-сосудистые заболевания.
Питание? Удивительно, но никаких особых диет Евдокия Елисеевна тоже не придерживается.
– Ела и ем все, что в доме есть, что кошелек позволяет, – исповедуется наша героиня.
Самая любимая пища у нее всю жизнь «сальце, засоленное с чесночком, борщ да каша». Эту еду и сегодня то и дело просит к столу, несмотря на то, что дочь, в рамках рекомендаций медиков, предостерегает маму от жирного и соленого.
До сих пор обожает бабушка Дуся и печеное. Лишь пару лет, как перестала собственноручно баловать своих троих ныне здравствующих детей, восьмерых внуков и трех правнуков выпечкой. Правда, перееданием при этом Евдокия Елисеевна никогда не страдала и лишнего веса не имела.
В общем, никаких диет, включая супермодную сегодня средиземноморскую (оливковое масло, морепродукты!), вегетарианство, сыроедение. Между тем голодали часто – шутка ли, выпали ей на веку революция, две войны, горбачевская перестройка плюс ельцинские реформы.
О физических нагрузках
– С того момента, когда на ноги крепко встала и пока они меня держали, я работала, – исповедуется бабушка Дуся, тяжело вздыхая.
Кстати, родилась Евдокия Подошвина в Руднянском районе нашей области в бедной крестьянской семье. Всю свою трудовую биографию проработала в колхозе (по принципу «куда пошлют!»). Работала за трудо-дни, без зарплаты. Что касается дела жизни –
хобби, увлечений, интеллектуальных упражнений – то и их, получается, не было. Одна работа до седьмого пота…
– Жила я просто – трудилась, детей поднимала, семью смотрела, – поясняет моя собеседница. – Как все молодицы вокруг.
Что касается психоэмоционального состояния, и здесь, как подчеркнула в беседе Мария Федоровна, «мама жуткой трусихой всегда была: вечно волновалась, беспокоилась…» В общем, и о стрессовой устойчивости опять?таки говорить не приходится. Вот тебе и общепринятые на Западе главные принципы долголетия.
Много жаждущих, да немного званых…
Между тем есть у бабушки все?таки и своя фишка, касающаяся ее долголетия. Она верит, что здоровье дают доброта, умеренность, умение слушать свой организм.
– Каждый человек живет столько, сколько сам хочет, – выдает свой главный секрет Евдокия Елисеевна. – Главный врач для каждого – он сам! Лечит не таблетка, а сам доктор. Лечит его слово доброе, а не прописанная на бумажке химия! Даже если к каждому человеку приставить по врачу, толку не будет. Наоборот! Все наши болезни – от нашей головы. От состояния души…
Сама баба Дуся всю жизнь отдавала предпочтение народной медицине. Даже в 85 лет, когда УЗИ показало запущенную желчекаменную болезнь, от операции она отказалась. А камни вывела самостоятельно. Как? С помощью травяных отваров, яблочного сока и оливкового масла.
Кстати, из лекарств, кроме настоек боярышника, пиона и валерианы, в своей жизни Евдокия Елисеевна практически ничего не принимала. Лекарства заменяли мед с водой и молоком плюс травы. Настоящей панацеей от всех хворей баба Дуся считает подорожник, спорыш, мяту, пижму, зверобой, душицу, клевер и иван-чай.
– Надо уметь слушать свое тело, – продолжает свою философию столетняя юбилярша. – Плюс держать свои тело и душу в чистоте: не курить, не пьянствовать, не лежать на боку, как колода, не злословить, не злобствовать, не завидовать. Не вредить себе и людям.
Жизненная философия у Евдокии Елисеевны простая. От природы человек, если он не инвалид, крепким рождается. Запас прочности у нашего организма огромный. Но многие берутся сохранять свое здоровье лишь тогда, когда они «смерть уже затылком почувствовали». Когда здоровья не осталось.
– Потому многие в «храм долгожития» стучатся, но не многим он отворяется, – многозначительно заметила на прощание бабушка Дуся. – Много жаждущих, да немного званых…
Фото из архива Евдокии Подошвиной