За красавицу надо бороться
– Мы самая обычная семья – я всю жизнь проработал на заводе, прошел путь от слесаря до начальника цеха, Наташа – учителем в школе, – с порога встречает хозяин дома.
Познакомились они в студенческие годы. Наталья училась на учителя немецкого языка в педагогическом институте на одном курсе с сестрой Фридриха, Анной.
В 1976 году, будучи на последних курсах, девушка уехала в Германию на стажировку. А когда вернулась, узнала, что к Анне приехал брат. По распределению его направили на «Каустик».
Поначалу она не обратила внимания на молодого парня. Ему же красивая девушка с длинной косой, говорливая и бойкая, сразу запала в душу.
– Нельзя было пройти мимо такой красавицы, – говорит Фридрих. Хотя с предложением медлил: – У нее была своя компания, поклонники. Нужно было показать, что я лучше этих парней.
Через год их общения он первый раз пригласил ее в кино. Чувство крепло, и вскоре Фридрих поехал в деревню к маме, чтобы сообщить ей о том, что влюблен в русскую девушку. Родительское благословение было получено со словами: «Если любишь, то женись». И на майские праздники он привез Наталью на смотрины. А на 9 Мая из Старополтавского района они отправились в Чернышковский, чтобы теперь Фридрих познакомился с Наташиными родителями.
Денщик-спаситель
Для него поездка была очень волнительной. Он знал, что будущий тесть воевал в Великой Отечественной войне. На тот момент после окончания войны прошло всего лишь 25 лет, раны были свежи.
– Ехал и волновался, как примут. Не все же знали о том, кто такие поволжские немцы, что мы на этой земле жили не одно столетие, – рассказывает Фридрих.
– Мои родители знали, что он немец, – продолжает Наталья. – Но мне было важно, что скажет бабушка. У нее не вернулся с войны муж, воевал сын. Когда рассказала ей про Фридриха, то услышала историю, с которой она ни с кем не делилась раньше.
У нее было много детей. Когда немцы заняли село, ее большой дом приглянулся немецкому офицеру. И ее с ребятишками выгнали в сарай. Офицер был жестоким, не терпел детского шума и плача. Запрещал детям появляться во дворе. Одного из малышей, который плакал от голода, приказал посадить в колодец и привязал собаку, чтобы никто его не вытащил. Мальчишка от испуга на всю жизнь остался глухонемым. Но у этого немца был денщик, который всегда приносил тайком детям хлеб, что-то еще из продуктов. И бабушка призналась, что если бы не этот парень, может, и не выжили бы… Она сказала мне, что главное не национальность, а то, какой человек.
Гроо всех стран, соединяйтесь!
Свадьбу откладывать не стали и 15 июля отпраздновали ее весело и шумно по немецким обычаям в Камышине. Хлопоты взял на себя дядя Фридриха.
– У нас было три национальных оркестра, – вспоминает Наталья. – Самым трогательным моментом было, когда в конце первого дня все гости сели в круг и запели песню на немецком «Юность прекрасна, но она больше не возвратится». Нас с Фридрихом посадили друг напротив друга. С меня сняли венок и фату. И потом я бросила свой букет. Это чисто немецкая традиция, перенятая сегодня русскими свадьбами.
До сих пор родственники помнят эту свадьбу и поздравляют Наталью и Фридриха Гроо с годовщиной.
Интересуюсь их фамилией, и Фридрих рассказывает историю своих предков, которые приехали в Россию в 1767 году из деревни Бюденсхай – отец с матерью и три их сына. До волжских берегов живыми добрались только сыновья. От них фамилия Гроо распространилась по Волге – сам Фридрих считается представителем уже 11-го поколения.
– Потомки трех братьев Гроо проживают в России, Германии, Аргентине – более 700 человек, – говорит мой собеседник. – Есть форум в Интернете «Гроо всех стран, соединяйтесь!», который ведет одна из носительниц этой фамилии. Если слышите эту фамилию, значит, это наши родственники.
Остаться на родине
Наталья и Фридрих настаивают, что они подходят не только по характеру, но и по знаку зодиаку– она Дева, он Телец. Но главное – у них обоих всегда было чувство семьи, ее крепости и святости.
– Это, наверное, заложено в нас нашими родителями, что семья – это то, что создается на долгие годы, что это ответственность и труд, – рассуждает Фридрих. – Кроме этого, у нас хорошее образование, Наталья преподает немецкий, знает немецкую культуру. Я, живя в русской среде, тоже ее понимаю. И, конечно, мы любим друг друга.
Супруги уверены, что именно чувство семьи не позволило им в период, когда все немцы уезжали за границу, покинуть Россию.
– Нельзя было оставлять престарелых родителей Наташи, – говорит Фридрих. – И как бы там за границей не было лучше и сытнее в 90-е годы, мы решили остаться. Нужно сказать, что из большой семьи Гроо в России остались три брата. Я, мой родной и двоюродный братья. Как когда-то почти 250 лет назад три брата приехали в Россию, так сегодня три и остались…
Фото Викторя Шадчина и из семейного архива семьи Гроо