Более 43 тыс. советских военнослужащих участвовали в них на острове Свободы. В том числе – более тысячи волгоградцев.
За мужество, проявленное при осуществлении операции «Анадырь» (так в целях секретности именовалась эта стратегическая операция Вооруженных Сил СССР), орденами и медалями Советского Союза были награждены свыше тысячи человек. А 76 наших сограждан тогда на Кубе погибли и похоронены на воинском мемориале под Гаваной, возведенном в честь советских воинов-интернационалистов.
Секретный бросок советских воинских подразделений вместе с их боевой техникой в 1962 году на Кубу, на расстояние более 10 тыс. км, не имеет аналогов в военной истории. И наши земляки внесли в его осуществление достойный вклад. Недаром каждый год волгоградские участники тех роковых событий собираются вместе, чтобы еще раз их вспомнить и заново все пережить…
Дорогой наш товарищ,
Наш "амиго камрад"!
Мы хотели, старались
Жить, а не умирать.
Но на встречу со смертью
Шли в опаснейший путь,
И об этом, поверьте,
Не жалеем ничуть.
Так пишет в своих стихотворных воспоминаниях о событиях на Кубе 53-летней давности их непосредственный участник, наш земляк, майор войск ПВО в отставке Анатолий Гацунаев.
Весной 1961 года США предприняли попытку военного вторжения на Кубу с целью свержения правительства Фиделя Кастро, ставшую, однако, для них неудачной. Но Пентагоном разработан был план новой агрессии на острове Свободы, получивший кодовое название "Мангуст". Временем проведения операции был избран октябрь 1962 года. Интервенцию планировалось осуществить в духе "молниеносной войны" - всего за семь дней.
"Мы в твиндеках сидели..."
Своевременно узнав об этих планах, революционное кубинское правительство обратилось за военной помощью к Советскому Союзу, чтобы во всеоружии встретить американскую агрессию. И СССР предоставил в распоряжение кубинской армии танки, боевые самолеты, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, минометы, зенитные пулеметы, сторожевые и торпедные катера.
А главное - по личному решению главы советского государства Никиты Хрущева на Кубу было поставлено советское ядерное оружие. Обсудив этот вопрос с министром обороны СССР Родионом Малиновским, Никита
Сергеевич решил, что только оно сможет заставить американцев отказаться от их намерений. На остров Свободы с соблюдением особых мер секретности были поставлены 80 советских ядерных боеприпасов к ракетам Р-12 и Р-14 мощностью до 1 млн взрывчатки в тротиловом эквиваленте, 80 ядерных зарядов для фронтовых крылатых ракет мощностью от 2 до 12 килотонн, 6 ядерных зарядов для тактического комплекса "Луна" мощностью по 2 килотонны, а также 6 атомных бомб к бомбардировщикам ИЛ-28.
Весь этот опасный груз доставлялся на Кубу на обычных торговых судах-сухогрузах. Советские военнослужащие, переодетые в гражданскую одежду, чтобы скрыть их присутствие на кораблях, круглые сутки пребывали в узком межпалубном пространстве этих судов -
в твиндеках. Это были практически склепы: воздух в твиндеки подавался, невзирая на жару и духоту, лишь по вентиляционным трубам, температура в практически непроветриваемых помещениях достигала 50 градусов. Пища солдатам выдавалась дважды в сутки, причем, в основном ночью.
В небе следовавшие на Кубу корабли сопровождали, как правило, американские самолеты-разведчики, а в морских глубинах неотступно следовали за ними советские подводные ядерные субмарины, командование которых имело приказ в случае нападения американцев на эти суда открывать огонь на поражение.
Мы в твиндеках сидели,
Обливаясь в поту.
Словно в знойной пустыне,
Было сухо во рту.
Смерть над нами кружила,
Нарезая круги.
Нас блокадой душили,
Как арканом тугим.
Так пишет о тех событиях майор Гацунаев, ехавший в те дни на Кубу в таком же скрытом от посторонних глаз твиндеке.
В последний миг
План развертывания группировки советских войск на Кубе был в основном реализован. Американцы спохватились слишком поздно. 14 октября 1962 года, когда военная разведка США впервые обнаружила на Кубе одну из советских ракет, 24 ракеты с дальностью полета до 2 тыс. км уже стояли на заготовленных стартовых площадках.
В пик Карибского кризиса, в ночь с 26 на 27 октября, по решению командующего группировкой советских войск на Кубе дважды Героя Советского Союза генерала Иссы Плиева ядерные головные части ракет были перевезены со складов на полевые позиции. Ракетчикам при этом были вручены полетные задания для них.
Президент США Джон Кеннеди в те дни был также полон решимости в случае вооруженного конфликта применить американское ядерное оружие против Советского Союза. По этой причине вооруженные силы СССР и США, а также их союзников были приведены в полную боевую готовность.
Пресса тем временем подогревала ситуацию сообщениями о том, что в случае начала ядерной войны в Соединенных Штатах сразу же будут уничтожены около 80 млн человек. Это повергло Америку в панику. Жители южных штатов США, забыв о делах и побросав свои дома, устремились на север Америки, за Кордильеры, как можно дальше от Кубы.
С учетом крайней остроты ситуации Хрущев тогда пошел на то, чтобы передать сообщение советского правительства руководству США не по дипломатическим каналам, а непосредственно по радио, открытым текстом.
Кризис был разрешен в результате компромисса практически в последний миг, остававшийся до Третьей мировой войны. СССР при этом согласился вывести с Кубы свое ядерное оружие в обмен на то, что американцы выведут с территории Турции их ракеты "Юпитер", снабженные ядерными боеголовками, подлетное время которых на пути к советской территории составляло всего 10 минут. Американцы также взяли на себя обязательство не вторгаться на Кубу.
Нет приятнее факта -
В мире здравствует мир!
Вам спасибо, солдаты,
И тебе, "Анадырь"!
Стало тайное явным,
Как в красивом кино.
Это было недавно,
Это было давно...
Фото www.1962.su