Керамические «гусята» волжского мастера выдувают репертуар «Битлз»

Керамические «гусята» волжского мастера выдувают репертуар «Битлз»
Поднятый на дороге кусок сырой глины, отвалившийся от колеса грузовика, 30 лет назад стал для жителя Волжского началом увлечения керамикой.

Тогда Виктор Танцура был еще школьником. Но интересное открытие – глина способна держать любую придаваемую ей форму – настолько поразило его воображение, что все свободное время мальчик стал посвящать лепке.

Лихие 90?е заставили Виктора, работавшего уже к тому времени токарем на заводе, искать дополнительный заработок. Почему бы не освоить производство глиняной посуды или игрушек, решил Виктор. Сделал гончарный круг, купил на барахолке муфельную печь, нашел подходящую глину и начал экспериментировать.

– Я перепробовал множество технологий: глазурь, молочение, литье, – рассказывает мастер. – Ради интереса сделал дудочку. Получилось. Дальше решил развиваться в том же направлении – делать глиняные духовые инструменты.

Постепенно к типично русским свистулькам и флейтам добавились заморские забавы. В конце концов Виктор начал экспериментировать с окариной. Эта дудочка в виде птички известна была еще в древнем Китае. Наверняка и среди славян она была в почете. Однако называться окариной, что в переводе с итальянского значит «гусенок», стала с легкой руки итальянца Джузеппе Донати, заново открывшего для Европы этот музыкальный инструмент в XIX веке.

– Количество рожденных мной на свет поющих «гусят» измеряется целыми стаями! – довольно улыбается волжанин. – И звучат они на все голоса.

Демонстрируя возможности окарины, Виктор Танцура исполняет на ней совершенно разные мелодии – от репертуара «Битлз» до советских хитов «Катюша» и «Я шагаю по Москве».

По словам мастера, для изготовления «гусят» подходит и местная глина, приготовленная специальным способом, и покупная. Форма тоже может быть разной: птичка, рыбка, слоник, да что угодно. Самое сложное – сделать отверстия, открывая или закрывая которые, можно получать звук разной высоты. Для настроя инструмента мастеру приходится пользоваться камертоном. Чем крупнее окарина, тем гуще, ниже звук, и напротив – чем меньше «гусенок», тем тоньше он звучит. Виктору удалось сделать даже свистульку размером с горошину.

Много времени ушло у волжского мастера на поиск варианта покрытия инструмента. Остановился на обработке еще горячей, вынутой из печи окарины пчелиным воском.

Увлечение гончарным мастерством передалось и пятилетней дочке Виктора.

– Одно из моих заветных желаний – чтобы Машенька подросла и научилась играть на окарине. Ведь, по древнему поверью, звуки этого инструмента не только придают физических сил, но и очищают человека духовно.

А пока пятилетняя мастерица делает из глины украшения для «гусят» – разные глазки-бусинки. И получаются они у нее даже лучше, чем у папы.