Тогда Виктор Танцура был еще школьником. Но интересное открытие – глина способна держать любую придаваемую ей форму – настолько поразило его воображение, что все свободное время мальчик стал посвящать лепке.
Лихие 90?е заставили Виктора, работавшего уже к тому времени токарем на заводе, искать дополнительный заработок. Почему бы не освоить производство глиняной посуды или игрушек, решил Виктор. Сделал гончарный круг, купил на барахолке муфельную печь, нашел подходящую глину и начал экспериментировать.
– Я перепробовал множество технологий: глазурь, молочение, литье, – рассказывает мастер. – Ради интереса сделал дудочку. Получилось. Дальше решил развиваться в том же направлении – делать глиняные духовые инструменты.
Постепенно к типично русским свистулькам и флейтам добавились заморские забавы. В конце концов Виктор начал экспериментировать с окариной. Эта дудочка в виде птички известна была еще в древнем Китае. Наверняка и среди славян она была в почете. Однако называться окариной, что в переводе с итальянского значит «гусенок», стала с легкой руки итальянца Джузеппе Донати, заново открывшего для Европы этот музыкальный инструмент в XIX веке.
– Количество рожденных мной на свет поющих «гусят» измеряется целыми стаями! – довольно улыбается волжанин. – И звучат они на все голоса.
Демонстрируя возможности окарины, Виктор Танцура исполняет на ней совершенно разные мелодии – от репертуара «Битлз» до советских хитов «Катюша» и «Я шагаю по Москве».
По словам мастера, для изготовления «гусят» подходит и местная глина, приготовленная специальным способом, и покупная. Форма тоже может быть разной: птичка, рыбка, слоник, да что угодно. Самое сложное – сделать отверстия, открывая или закрывая которые, можно получать звук разной высоты. Для настроя инструмента мастеру приходится пользоваться камертоном. Чем крупнее окарина, тем гуще, ниже звук, и напротив – чем меньше «гусенок», тем тоньше он звучит. Виктору удалось сделать даже свистульку размером с горошину.
Много времени ушло у волжского мастера на поиск варианта покрытия инструмента. Остановился на обработке еще горячей, вынутой из печи окарины пчелиным воском.
Увлечение гончарным мастерством передалось и пятилетней дочке Виктора.
– Одно из моих заветных желаний – чтобы Машенька подросла и научилась играть на окарине. Ведь, по древнему поверью, звуки этого инструмента не только придают физических сил, но и очищают человека духовно.
А пока пятилетняя мастерица делает из глины украшения для «гусят» – разные глазки-бусинки. И получаются они у нее даже лучше, чем у папы.