Любить по-еврейски

Любить по-еврейски
В еврейской культуре свой особый подход к созданию семьи.

Кому-то может показаться странным, что любовь еще не повод для штампа в паспорте. Можно ли назвать это браком по расчету, сколько детей должно быть в семье и как происходит передача традиций между поколениями, «Волгоградке» рассказала раббанит Яэль Иоффе.

Благодарность за добрые дела

У супругов Залмана и Яэль Иоффе шестеро детей. Старшая, 20-летняя Рахель, живет в Москве, у нее уже своя семья. 18-летняя Юдит – студентка московского вуза. 15-летняя Софа Геула, 9-летняя Малка Фэйга и 6-летний Яков Элиягу учатся в еврейской школе «Ор Авнер», а 13-летний Гоэль Рафа- эль – в религиозной школе для мальчиков в Москве.

Воспитывать детей супруги стараются на собственном примере. Касается это всего уклада жизни.

– Традиции народа поддерживаются в семье, – отмечает Яэль. – Дети очень тонко воспринимают окружающую действительность. Если они видят, что родители живут по каким-то определенно выстроенным принципам и чувствуют себя при этом комфортно, то тоже будут стремиться к этому.

Семейные традиции евреев построены на иудаизме. Супруги Иоффе убеждены, что это не просто религия, а образ жизни, включающий в себя культуру и вековые обычаи, в том числе и семейные. Иудаизм вникает во все бытовые мелочи. Предписывает религия и помогать ближним.

– На иврите слово «благотворительность» ближе по значению к слову «справедливость», – говорит Яэль, – это не доброхотное деяние, а обязанность, которая не зависит от благосостояния. Умение и желание давать мы воспитываем с детства.

В семье Иоффе даже придумали свою игру. По вечерам каждый вспоминает и заносит в специальную тетрадь добрые поступки, которые по отношению к нему сделали домочадцы, и говорит за это спасибо.

Праздник совершеннолетия

Каждому ребенку, достигшему духовного совершеннолетия, в традиционной еврейской семье устраивают особый праздник – бар-мицву. Совершеннолетие – это время интеллектуальной и физической зрелости ребенка, когда он становится ответственен за свои слова и поступки. У мальчиков оно наступает в 13 лет, у девочек – в 12. В конце прошлого года бар-мицву отметил 13-летний Гоэль Рафаэль.

– Обычай праздновать бар-мицву появился в Средние века, – рассказывает Яэль. На торжество собрались многочисленные гости. Вечер начался с общей молитвы, кото- рую вел именинник, затем он выступил перед еще один признак взрослости. – На бар-мицве отец произносит благословение за избавление от бремени, – рассказывает Яэль. – Раньше ответственность за все неправильные вещи падала на родителей, теперь за исполнение всех заповедей Торы сын отвечает сам. Кроме того, он получил право участвовать в жизни еврейской общи- ны, владеть собственностью и даже вступать в брак. Правда, в Талмуде есть правило «Закон страны проживания – закон». Так что по российскому закону полные права и обязанности Гоэль Рафаэль получит только в 18 лет.

Шадханит, она же сваха

Когда дети вырастают, будущих мужей и жен они выбирают, как и сотню лет назад.

За помощью молодые люди, которые хотят создать семью обращаются к шадханит, или по-русски свахе. Шадханит оценивают потенциального брачующегося, его семью, собирают информацию от соседей, знакомых и друзей и затем подбирают подходящую пару. Точно так же знакомство с будущим мужем состоялось и у старшей из дочерей Иоффе. В прошлом году Рахель вышла замуж.

– Мне позвонила шадханит и сказала, что один молодой человек ищет девушку из религиозной семьи, – вспоминает Яэль. – Рахель тогда было всего 18 лет, она училась на третьем курсе и еще не была готова создать семью. Но на всякий случай я узнала о семье молодого человека. О нем нам даже слова плохого никто не сказал. Поговорили с мужем и решили дать им шанс пообщаться.

Раньше жених с невестой не виделись, но сейчас, говорит Яэль, они могут посмотреть друг на друга в соцсетях, правда, напрямую все равно не общаются.

– Очень хорошая традиция, – говорит Яэль Иоффе. – К шадханит идет только тот человек, который четко осознает, что он готов построить семью, может себе это позволить и принимает на себя ответственность за этот шаг. Это не просто готовность приятно пообщаться с молодым человеком или с девушкой.

На первой встрече – шидухе – молодые люди обсуждают то, каким же образом будет строиться их брак, чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить, готова ли жена сидеть дома или хочет работать, и многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни.

Кстати, количество детей в религиозной семье не обсуждается – их будет столько, сколько Бог пошлет.

– Мы не занимаемся планированием семьи, если нет проблем со здоровьем, – говорит Яэль. – В любой религии прерывание беременности неблагословенное деяние. В религиозной семье избежать беременности возможно только по медицинским показаниям.

Заповедь «Плодитесь и размножайесь» в еврейской традиции лежит на мужчине и исполняется, когда в семье минимум двое детей – обязательно разнополых.

Не повод, а следствие

– По еврейскому закону запрещено выходить замуж и жениться, не увидав человека ни разу, – продолжает Яэль. – В Средневековье в Европе был распростра- нен брак по доверенности. В еврействе этого не было. Мудрецы говорили: «Если я не чувствую при личной встречи к человеку антипатии, я могу с ним строить семью». Конечно, после первой встречи никто не принимает решение о создании семьи, но если человек интересен, с ним продолжают встречаться.

Правда, сообщают свои планы молодые не родителям, а шадханит, которая выступает еще и психологом, чтобы избежать неловких ситуаций, если кто-то говорит «нет» дальнейшим отношениям.

– У евреев любовь – не повод для брака, а его следствие. Можно ли назвать еврейский брак браком по расчету? В какой-то мере да, но должно быть и влечение, – рассуждает Яэль. – Влюбленность бывает на начальном этапе, а вот любовь появляется, когда ты что-то отдаешь, вкладываешь в человека свое время, заботу, эмоции, тогда ты начинаешь его любить. Вот это и есть еврейский подход.