Дважды Герой Советского Союза, маршал Николай Крылов (в дни Сталинградской битвы - начальник штаба 62?й армии) в мемуарах "Сталинградский рубеж" писал:
"После эвакуации за Волгу городских и районных партийных и советских органов в Сталинграде оставались оперативные группы райкомов партии - Краснооктябрьского, Баррикадного, Тракторозаводского. Оставались небольшие подразделения МПВО, заводской охраны, ополченцы старших возрастов. Они боролись с пожарами, оберегали невывезенное оборудование, приходили на помощь нашим минометчикам, артиллеристам, танкистам, разыскивая и подгоняя сохранившиеся на складах или в мастерских запасные части, детали боевой техники, найти которые не сумел бы, кроме них, никто.
На "Баррикадах" эти рабочие поддерживали в порядке железнодорожные пути, по которым маневрировала железнодорожная артбатарея - три тяжелых орудия на специальных платформах с расчетами из моряков. Если не ошибаюсь, в свое время батарея предназначалась для какого?то другого участка фронта, но не успела туда уйти. В Сталинграде это были самые дальнобойные орудия, способные поражать цели, недосягаемые для других. В каждом отдельном случае батарея вводилась в действие только по приказанию начарта армии. Произведя короткий огневой налет, она меняла позицию, оставаясь в пределах обширной заводской территории. Батарея не выходила из строя, пока не израсходовала весь свой боезапас - тысячу с чем?то снарядов".
Речь идет о 680?й отдельной железнодорожной батарее Волжской военной флотилии. Традиционно советские железнодорожные установки "шли по ведомству" военно-морского флота. Для "сухопутных" командиров и генералов эта техника была редкостью.
История батареи началась в 1938 году, когда на ленинградском заводе "Большевик" спроектировали 152?миллиметровую пушку Б-38 для трехорудийной корабельной башенной установки. Для своего времени Б-38 была отличным вооружением, относившимся к классу сверхдальних морских орудий среднего калибра.
С началом Великой Отечественной войны ведущие специалисты морской артиллерии предложили создать железнодорожные подвижные установки. И уже в июне 1941 г. КБ завода разработало проект использования имеющихся на заводе морских артустановок Б-38 и Б-13 для создания на 60?тонных железнодорожных платформах подвижных батарей.
Конструкторов КБ завода "Большевик" эвакуировали в Сталинград, перевезли в наш город и значительное количество установок Б-38. Ленинградцы под руководством Евгения Рудяка и Андрея Флоренского создали свой проект установки Б-64?А. Дальнейшую разработку по ней вели совместно специалисты "Большевика", "Баррикад", Ленинградского металлического завода.
В марте 1942 года была готова документация на артустановки, и баррикадцы сразу же приступили к их изготовлению. В мае 1942 года головной образец был направлен на заводской полигон Прудбой. Все намеченные характеристики подтвердились, и после незначительных доработок Б-64 был готов к передаче в ВМФ. К этому времени еще семь транспортеров прошли военную приемку. В июле на завод прибыли 300 моряков из Севастополя, которым передавалась техника.
680?я отдельная железнодорожная батарея только с 8 сентября по 14 октября 1942 года уничтожила в Сталинграде одну батарею, 14 танков и штаб соединения, разбила железнодорожный эшелон с войсками, рассеяла до трех полков пехоты, 110 танков и 1000 автомобилей противника.
Меткий огонь советских артиллеристов вызывал раздражение немцев, и они начали охотиться за батареей. Она курсировала между СТЗ и "Баррикадами", оказавшись как бы прижатой к берегу Волги.
Но чаще всего моряки вели огонь со станции Тарифная. Время перевода установок из походного положения в боевое составляло около 40 минут. Но моряки перекрывали этот норматив в несколько раз. После прекращения огня установки сразу меняли позицию. Это позволило выжить батарее в непрерывных боях, под постоянными бомбежками и артналетами более месяца.
К сожалению, после Великой Отечественной войны имевшиеся на вооружении ВМФ 152?миллиметровые железнодорожные артустановки не сохранились. Между тем артустановки с пушкой Б-38 завод "Большевик" выпускал до 1950 г. Одна из них представлена в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны. Конечно, установка МУ-2 не точно соответствует башне транспортера Б-64, но во многом похожа. Поэтому и сегодня мы можем судить, как выглядели орудия ставшей легендарной батареи.
Остается добавить, что и вклад ленинградских конструкторов в оборону Сталинграда был оценен. 25 человек, принимавших участие в создании этих грозных орудий, были награждены медалью "За оборону Сталинграда". Среди них Евгений Рудяк, Андрей Флоренский и другие инженеры и конструкторы артиллерийского вооружения.