Не делайте из меня чучело!

Не делайте из меня чучело!
Школьные войны – запутанные и жестокие. Они могут принимать разные формы: то учитель слишком жесток с кем-то из ребят, то ученики травят учителя. Но, пожалуй, одна из самых страшных форм детской агрессии – объединение коллектива против чужака. Помните, с какой ненавистью одноклассники травили героиню фильма Ролана Быкова «Чучело»?

Внимание со знаком «минус»
– Чаще всего ребенок, отвергаемый коллективом в детском саду, становится изгоем и в школе, – считает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – По результатам исследований различных отечественных и зарубежных психологов в группу риска попадают: дети с плохими социальными навыками, не умеющие общаться, чрезмерно опекаемые родителями либо страдающие какими-либо физическими или умственными недостатками, а также агрессивные и импульсивные дети. Их самооценка либо сильно занижена, либо завышена, они считают, что их недооценивают, никто не знает, какие они на самом деле. Некоторые дети стремятся оказаться в центре внимания любой ценой, выбирая неадекватные способы поведения. В итоге добиваются внимания со знаком «минус» – становятся объектами насмешек и унижений.
Что в поведении ребенка может послужить сигналом о помощи для родителей: ребенок неохотно идет в школу (детский сад) и рад любой возможности не пойти туда; часто плачет без видимой причины; возвращается домой подавленным и угрюмым; мало говорит о своей школьной жизни, не упоминает никого из одноклассников; его не приглашают на дни рождения, в гости, и он никого не приводит к себе.
Одиннадцатилетняя Саша перешла в пятый класс в новую школу. Новый коллектив в штыки принял девочку. Сначала никто не хотел с ней сидеть за одной партой. Потом и вовсе весь класс ополчился: «Ты чужая, зачем ты к нам пришла». Она не хочет ходить в школу, плачет. Классный руководитель настаивает на том, чтобы мама поговорила с девочкой. Проблема в ней самой, своим поведением она вызывает на себя агрессию одноклассников. Мама уже готова перевести дочь в другую школу, но боится, что история может повториться.
Мать троих школьников Светлана Чиркова (один из ее детей столкнулся с проблемой травли) поделилась личным опытом. Она считает, что своего ребенка нужно защищать вне зависимости от того, прав он или нет. Нужно общаться с директором и завучем, с родителями обидчиков, говорить о проблеме на родительских собраниях. Да, любовь класса ребенок не завоюет, но, по крайней мере, сможет избавиться от чувства покинутости и унижения. Вариант смены школы, по ее мнению, тоже достаточно хорош. Бывает, что прежний коллектив не принял того или иного ребенка, и тому кажется, что все в этом мире против него. А дети, которые сочувствуют обиженному, наверняка есть, но боятся подойти к нему из страха быть осужденными классом. Отсюда и проблема тотального одиночества, усугубляющая страдания от травли.
– Поменяйте школу и окружите свое чадо любовью, поставьте акцент на семье, – советует опытная мать.
Класс проверяет новичка
Конфликт в детской среде, если не выходит у родителей, поможет преодолеть специалист. Важно помнить, что любой класс всегда настороженно относится к новичкам. Каждого новичка класс проверяет. И дальнейшие отношения ребенка с классом во многом зависят именно от результатов этой проверки.
– Своими действиям класс всячески старается вызвать определенную реакцию со стороны новичка (обиду, гнев, ябедничество и так далее), – объясняет Ирина Лаврова. – И если реакция есть – поведение по отношению к новичку закрепляется. Ребенку, попавшему в ситуацию неприятия, можно посоветовать демонстрировать как можно больше спокойствия, достоинства, доброжелательного отношения к классу, всем своим видом показывать, что слова и действия одноклассников его не задевают. Со стороны родителей очень важна эмоциональная поддержка, разъяснение различных ситуаций. Главное в этот период – запастись терпением и спокойствием как ребенку, только что пришедшему в класс, так и его родителям.
Классный руководитель всегда должен держать руку на пульсе. Если ситуация неприятия не слишком тяжелая, можно позволить детям решить ее самостоятельно и вмешаться при этом лишь косвенно, рассказав, например, на общеклассном мероприятии поучительную историю о важности хорошего, доброжелательного отношения к людям. Грубость и жестокость нужно пресекать.
Специалисты отмечают, что иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой он не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. В конце концов, ваш сын или дочь – это самое дорогое, что у вас есть.

Поделиться в соцсетях