Не надо стесняться

Не надо стесняться
Приемных родителей приглашают активнее пользоваться помощью специалистов

В Волгоградской области готовится программа по комплексному сопровождению приемных семей, которая будет работать на предупреждение вторичного сиротства. О том, с какими проблемами сталкиваются родители, взявшие ребенка из детского дома, «ВП» рассказала замдиректора по воспитательной работе Волгоградского ППМС-центра Людмила Косьяненко.

Контроль отдельно от помощи

– Чем сегодняшнее сопровождение семей отличается от того, что ранее оказывали органы опеки и попечительства?

– Раньше органы опеки и контролировали, и оказывали поддержку семье. Но в такой ситуации не каждая семья раскроется, не всегда пойдет за помощью. Родители опасались обращаться за советом – вдруг их кураторы сочтут, что они не справляются с воспитанием детей. Сегодня сопровождение – это инновационная форма работы с семьей, специалисты и родители идут рядом, рука об руку, помогают в случае необходимости, но не контролируют. А функция контроля, как и прежде, на органах опеки и попечительства.

– На помощь специалистов каких сфер могут рассчитывать приемные родители?

– Это целая команда – дефектолог, логопед, невролог, детский психиатр, педиатр, юрист, психолог. Все они работают у нас в штате. Взаимоотношения семей со специалистами завязываются на занятиях школы принимающих родителей, поэтому эта форма работы так важна.

– С какими вопросами чаще всего обращаются родители, которые взяли ребенка в семью?

– Их волнует, как плохая наследственность скажется на развитии ребенка, насколько сохранен его интеллект, насколько он отстает от сверстников. Наши специалисты могут ответить на эти вопросы, провести диагностику, дать необходимые рекомендации.

Спасительный отпуск

– Трудностей адаптации избежать невозможно, но как сделать, чтобы этот период был менее болезненным?

– На занятиях в школе принимающих родителей мы говорим о том, что после приема ребенка в семью нужно обязательно пару месяцев побыть с ним дома. Должна сформироваться привязанность – это тот стержень, на основе которого формируется личность ребенка. Ему нужно время, чтобы усвоить правила семьи, понять, кто его мама, что это именно вы, а не, скажем, ваша сестра. Многие родители этой рекомендацией пренебрегают. И буквально через пару дней после передачи ребенка в семью выходят на работу, а малыша оформляют в детский сад. Это мешает его адаптации в семье. Возможно, на законодательном уровне для приемных родителей нужно предусмотреть отпуск в 60 дней с сохранением стажа и рабочего места. Это поможет избежать многих проблем.

– В чем кроются корни проблем, которые ведут к разрушению приемной семьи?

– Это может быть и неблагополучие в период адаптации, ребенок может быть травмирован, или не так повели себя приемные родители – что-то не увидели или не поняли, возможно, не учли рекомендаций, которые были даны специалистами в отношении возраста или пола приемного ребенка. В ряде случаев сказывается недостаток знаний. Законодатель определил, что подготовка не обязательна для близких родственников. Но большая часть проблем возникает, когда бабушки и дедушки берут под опеку внуков. Сказываются возраст, болезни, разница поколений. И когда ребенку исполняется 13-14 лет, они приходят в органы опеки и говорят: «Внук невозможный, учиться не хочет, огрызается, дома не ночует, забирайте, определяйте куда хотите». Те же проблемы возникают и в семьях, когда младших детей берет под опеку старший брат или сестра. Конечно же им тоже нужна подготовка, и это явное упущение, что законодатель разрешил им обходиться без прохождения школы принимающих родителей. Сегодня мы обращаем особое внимание на такие семьи.

После школы – в клуб

– Часто приемные родители говорят, что в теории им было все ясно и понятно, но когда у них появился ребенок , курс обучения хочется повторить. Это возможно?

– Все сложные ситуации наши специалисты готовы помочь разобрать в индивидуальном порядке. Кроме того, у нас есть клуб приемных родителей, где собираются опытные родители и новички, обсуждают сложные ситуации, делятся опытом, общаются.

Недавно у нас был случай, когда семья взяла ребенка под предварительную опеку. Девочка находилась у них в семье, а мама с папой проходили обучение в школе приемных родителей. И те проб­лемы, которые мы обсуждали в школе, тут же возникали у них на практике. Они были рады, что все сложные моменты могли обсудить сразу же на уроках школы принимающих родителей.

Кстати, в рамках программы сопровождения планируется открыть академию приемных родителей, которые уже взяли ребенка в семью. Это важное направление работы, за три года только наш ППМС-центр подготовил более двух тысяч кандидатов в приемные родители. Эти люди берут детей, и теперь нужно помочь им сохранить эти семьи.