Неизвестная война на востоке России

Неизвестная война на востоке России
Нынешней осенью исполнилось 110 лет со времени окончания русско-японской войны 1904?1905 годов. Сегодня об этой войне вспоминают нечасто. А между тем в ее истории есть славные страницы, многочисленные примеры героизма и воинской доблести наших соотечественников.

"Доктор Чудотворцев"

Одним из них был наш земляк, казак станицы Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович) Сергей Миротворцев, выпускник медицинского факультета Харьковского университета.

На русско-японскую войну Сергей Романович с отрядом добровольцев Красного Креста отправился уже на второй ее день, на исходе зимы 1904 года. Там молодой хирург стал лечить раненых русских солдат в госпитале, располагавшемся на борту санитарного парохода "Монголия".

Спасая жизни раненым, он проявлял чудеса хирургии. Недаром героические защитники крепости Порт-Артур прозвали его "доктор Чудотворцев". Сергей Миротворцев продолжал лечить раненых и после взятия Порт-Артура японцами, уже будучи в плену. А вернувшись из плена на родину, он был отмечен высокими наградами России: орденами Святой Анны II степени с мечами, Святого Станислава III степени с мечами, золотой медалью на георгиевской ленте с надписью "За храбрость" и серебряной медалью "За осаду Порт-Артура".

Всего на долю доктора Миротворцева выпало пять войн. Кроме русско-японской войны, это были Первая мировая, Гражданская, советско-финская и, наконец, Великая Отечественная война, во время которой он вновь проявлял свои недюжинные мастерство и опыт в военном госпитале Саратова. Со временем Сергей Романович Миротворцев стал действительным членом Академии медицинских наук СССР и ректором Саратовского государственного университета.

"Врагу не сдается…"

О подвиге матросов крейсера "Варяг" была в свое время написана знаменитая песня, которую по сей день любят многие. Возглавлял этот крейсер во время русско-японской войны контр-адмирал Российского императорского флота Всеволод Руднев, под его командованием этот корабль и вступил в неравный бой близ корейского города Чемульпо.

Восемь японских крейсеров и пять миноносцев участвовали в нем с японской стороны, тогда как с русской, кроме самого "Варяга", - лишь канонерская лодка "Кореец". Руднев, зная, сколь велики силы японской эскадры, все же решился напасть на нее. В этом неравном бою, когда стала понятной неизбежность поражения русских, матросы "Варяга" открыли кингстоны собственного корабля, решив, что лучше затопить его, чем сдать в руки японцев.

Впрочем, история о том, что матросы "Варяга" погибли при этом вместе со своим крейсером, - не больше чем красивая легенда. Оставшиеся после боя в живых члены экипажей русских кораблей были приняты на японские суда и, дав обязательство не принимать больше участия в боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

Весной того же 1904 года на нескольких пароходах они прибыли в Одессу, а затем, по железной дороге, - в Петербург, где, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал сам император Николай II.

А контр-адмирал Руднев стал, можно сказать, дважды героем русско-японской войны, он лично получил награды из рук российского, а затем и японского императоров - в 1907 году Вячеслав Федорович был награжден японским орденом Восходящего Солнца.

Четыре креста Аввакума Волкова

Совершив ряд выдающихся подвигов, полным георгиевским кавалером стал во время русско-японской войны наш соо­течественник Аввакум Волков. Первый из них, Георгиевский крест IV степени, был ему вручен за храбрость в самом начале войны.

А вот за какой подвиг он был награжден вскоре Георгиевским крестом III степени. Трубач-горнист Аввакум Волков добровольно вызвался пойти в разведку. Переодевшись в китайскую одежду, молодой солдат разведал расположение двух крупных отрядов противника, но наткнулся на японский разъезд из 20 драгун во главе с офицером. Однако не растерялся - выхватив из-за пазухи револьвер, выстрелами в упор убил троих драгун, вскочил на лошадь одного из убитых и благополучно вернулся в свой полк. В одном из последующих боев раненый Волков попал в плен к японцам и был приговорен к расстрелу. Но ему удалось бежать и после 10 дней изнурительных скитаний по глухой тайге вернуться в полк, где он был вскоре награжден Георгиевским крестом II степени.

Полным же георгиевским квалером, получив четвертый крест, Аввакум Волков стал после того, как в сражении под Мукденом, вызвавшись пойти в разведку, собственноручно снял охрану неприятельского порохового погреба и взорвал его.

Фото tnews.tula.net