А можно друга пригласить?
Чаще всего родители начинают с общего инструктажа – дверь никому не открывать, спички не трогать, в окна не высовываться и тому подобное. После этого следуют конкретные примеры. Попробуйте поиграть с ребенком: смоделируйте ситуации, в которых он может оказаться, находясь один дома. Это может быть незнакомец, настойчиво стучащий в дверь, отключенный неожиданно свет или любая другая неожиданность, способная напугать или вывести из равновесия маленького домоседа.
– Вам необходимо обозначить правила, которые ребенок должен соблюдать, когда он один дома, – комментирует психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Четко и понятно объясните, можно ли ему играть на улице? Если можно, то где конкретно? Можно ли приглашать друзей в гости в ваше отсутствие? Можно ли пользоваться бытовыми приборами, и если да, то какими можно, а какими нельзя? К кому ребенку обращаться в случае чрезвычайной ситуации, если вы не отвечаете на звонок?
Связывайтесь с ним регулярно с помощью мобильного телефона. Старайтесь раз в час узнавать, чем сейчас занят ребенок и где он находится. Так будет и вам спокойнее, и ребенок не будет чувствовать себя предоставленным самому себе.
Остаешься за хозяина
Мама 10-летней Иры Ксения Игнатова раскладывает по полочкам примерный режим дня дочери, когда та остается дома одна. Полчаса на завтрак, час на чтение, час на телевизор или компьютерную игру, полчаса на рукоделие. Затем обед, после которого развлечения повторяются. Потом приходит бабушка, и они вместе идут на прогулку. На деле все происходит иначе. Порой телевизор и компьютер заменяют и завтрак и обед. И на остальные дела уже просто не остается времени.
Первые недели каникул мама снисходительно относилась к такому режиму дня дочки, но потом стала искать варианты, чем ее отвлечь от голубого экрана.
– Придумайте ребенку задания, – говорит Ирина Лаврова. – Составьте список вещей, которые необходимо сделать. Это позволит занять ребенка в одиночестве. В таком списке могут быть несложные дела по дому, творческие задания. В зависимости от возраста и навыков, ребенок может полить цветы, вынести мусор, помыть полы или посуду. Если вы разрешаете ему пользоваться плитой, то приготовить несложный ужин для вернувшихся с работы родителей. Когда вы оставляете детей дома в одиночестве, это учит их ответственности и самостоятельности.
Не дать заскучать
На собственном опыте многие родители знают, что это такое ребенок в четырех стенах. А если их сразу двое, то это бедствие в квадрате. Полный кавардак в квартире, бесконечные звонки на мобильный маме и папе с диким криком: «А он меня дразнит!» «А он трогает мои вещи!» Родители хватаются за голову – как помирить детей на расстоянии, как разобраться в их проблемах.
Причина всех этих потасовок – скука. Именно из-за того, что детям нечем заняться, они и провоцируют друг друга, дерутся и обзываются.
– Ребенок не должен скучать, зачастую именно скука приводит к нежелательным ситуациям, – считает мама двоих сыновей Вера Евдокимова. – Каким бы ни был строгим оставленный вами распорядок дня, в нем всегда найдется место для безделья, а значит, для конфликтов между детьми. Своим сыновьям, кроме заданий, всегда предлагаю варианты увлекательных домашних игр. Например, в путешественника. Предлагаю на карте мира или на глобусе выбрать интересующую страну, а потом в энциклопедии или в Интернете найти соответствующую информацию об этой стране и вечером рассказать родителям: в какое время года лучше ее посещать, какую одежду выбрать, какие экскурсии и интересные места стоит посетить, особенности народа и его традиций. Можно предложить им игру в пиратов. Попросите детей спрятать в квартире или на участке, если вы живете в частном доме, игрушку или какой-то предмет и нарисовать подробную карту местности с обозначением того места, где спрятана вещь. Вечером вручить ее родителям, чтобы те прошли путь искателя. Интерес родителей к стараниям детей должен быть неподдельным, и слушать детские рассказы о дальних странах и искать клад нужно с интересом и азартом. Иначе весь детский пыл погаснет. И для них творческие задания на день станут скучным поручением.
Анна Сурина предложила своим дочкам, пока они дома одни, строить свои игрушечные домики. Для этого она обклеила две большие картонные коробки белой бумагой, ножом прорезала окно и дверь. Девчонкам предстояло раскрасить свои дома и обустроить их внутри.
– Дочкам этой затеи хватило на неделю, – говорит она. –Они перевели всю гуашь, зато вечером встречали меня хоть и перепачканные краской, но довольные и веселые.