Роман с «Моби Диком»

Роман с «Моби Диком»
Изобретенный в Волгограде робот поможет найти на дне «Иосифа Сталина»

В августе в Волгограде был запатентован уникальный прибор для выполнения подводных работ. Автором изобретения является волгоградский инженер-физик Михаил Локтионов. Его робот, названный «Моби Диком», может принимать участие в поисках затопленных на большой глубине судов и других объектов.

Что в черном ящике?

На испытаниях управляемый аппарат смог опуститься на глубину 1000 метров. Подобных устройств в России еще не было.

– У «Моби Дика» особенные двигатели, которые способны выдерживать давление до 1200 атмосфер, – рассказывает Михаил Локтионов. – Они уникальны, поскольку являются бесколлекторными. Управляется наш «белый кит» при помощи специального джойстика: аппарат можно поворачивать под водой, наклонять и регулировать поле зрения. По моему мнению, это удачный вариант для поиска черных ящиков, исследования морских и океанических глубин.

Неудивительно, что роботом заинтересовались дайверы, которые готовы не просто испытать его в полевых условиях, но еще и извлечь из этого историческую пользу.

Евгений Рыжов и Марк Естрин давно хотят создать подробную карту затопленных в Волге судов. Вот и сейчас они совершают погружения для фиксации координат затонувшего объекта, обнаруженного совсем недавно в районе центральной части города. Нырять предпочитают именно во второй половине осени – в это время года вода прозрачнее.

Грабеж средь бела дна

Мечтая составить подводную карту, дайверы очень удивились, когда узнали, что подобный документ уже существует. Датирован он началом 50?х годов и содержит координаты мест, где во время войны затонули корабли.

– Мы готовы предоставить такую карту для подводных исследований, – говорит заведующая экспозиционным отделом музея-панорамы «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. – Было бы интересно сравнить, что осталось от объектов, уже зафиксированных наблюдателями, и насколько эта карта правдива.

Среди не обнаруженных пока еще объектов два известных корабля – «Иосиф Сталин» и «Парижская коммуна». Но пройдя с эхолотом акваторию от плотины Волжской ГЭС до переправы в районе Руднева, дайверы были слегка разочарованы: только две точки на карте совпали с местонахождением затонувших кораблей.

– Эту карту нужно держать в секрете и только для служебного пользования, – заключил Марк Естрин. – Все объекты безжалостно разграблены «черными археологами». Интерес представляет все: медь, бронза, алюминий. Они не видят исторической ценности в сохранившихся объектах – только деньги.

По словам дайверов, самую большую исследовательскую ценность представляют собой рынды – судовые колокола. На них выгравировано имя корабля, по которому можно прочесть его историю и отследить биографию экипажа. Но ни одной уцелевшей рынды обнаружить пока не удалось.

Печально закончилась и экспедиция, получившая известность по всей России под названием «Тайны сталинградских конвоев». Ранее в районе Светлого Яра был обнаружен корабль времен Гражданской войны. Но при повторном погружении выяснилось, что он безжалостно разграблен на металл.

– Этим летом мы планировали погрузиться на него с дайверами из других регионов, – говорит инструктор Константин Редькин. – Но в итоге все отменили, поскольку исследовать практически нечего. Жаль, имя корабля так и останется неизвестным…

Радиоактивное ныряние

Поиск драгоценностей, антиквариата и просто металла на затонувших объектах уже становится профессией. Причем зачастую она связана со смертельным риском: и для себя, и для окружающих, и для речной экосистемы. Ведь на судах времен войны могут находиться и взрывчатые вещества.

– Самая большая опасность заключается в том, что о своих погружениях мы уведомляем саперов, а «черные археологи» – нет, – говорит дайвер со стажем Сергей Цыпкин. – А ведь они имеют дело со взрывоопасными элементами. И не стоит относиться к этому так уж несерьезно. Я знаю случаи, когда подъем подводных объектов осуществляли с помощью кранов и этот процесс никем не контролировался. Кто и зачем нанимает кран, никого не интересует…

Есть и другие, не менее серьезные опасности.

– Если честно, в некоторых местах даже мы, люди подготовленные, нырять опасаемся, – говорит Марк Естрин. – Волгоградское водохранилище – акватория без течения, на его дне просто скопище тяжелых металлов. Я уже не говорю о возможности попасть в ловушку из завалов бревен или быть пойманным на браконьерский крючок, поставленный на осетра. Но больше всего волнует радиационная защита.

Специалисты сходятся на том, что глубинные работы, связанные с донными погружениями, лучше выполнять с помощью роботов, которые уже применяются в разных странах мира. Так что, возможно, разгадать тайну сталинградских конвоев получится с помощью «Моби Дика».

Фото из открытых источников