Но интересная юность Ростислава, как и у большинства его ровесников, оборвалась 22 июня 1941 года.
Вместе с товарищами Ростислав не раз обращался тогда в военкомат и райком комсомола с просьбами направить добровольцем на фронт, но получал отказ - мол, слишком молод еще.
Однажды, когда вражеская авиация уже начала налеты на Сталинград, среди развалин разбомбленного военкомата в заполотновской части города ребята обнаружили бланки повесток на призыв в Красную Армию. Заполнили друг на друга, чтобы родители не догадались, чьих это рук дело. А дома Ростислав объявил отцу с матерью, что завтра должен явиться с вещами на сборный пункт.
На следующий день парни обратились к офицеру одного из воинских подразделений, убывавших на переформирование на левый берег Волги. Потери этой частью к тому времени были понесены значительные, и командир охотно принял их, поставил в строй. Так 17-летний Ильин стал рядовым Красной Армии. А вскоре он получил и боевое крещение: снаряд угодил в блиндаж, где Ростистав вместе с однополчанами укрывался от артобстрела. Обрушившимся перекрытием придавило их всех, спасти удалось только Ильина.
Пройдя ускоренные курсы младших командиров, Ростислав был назначен командиром отделения бронебойщиков. Вскоре он сам отличился в бою: возле станции Штеровка Ворошиловградской области подбил из противотанкового ружья три фашистских танка. В одном из последующих боев Ильина ранило в спину. Осколок шрапнели застрял в легком, кровь шла из раны и изо рта, но он отказался оставить огневой рубеж.
Тогда командир роты приказал Ильину восстановить прерванную с командным пунктом полка связь и следовать затем в медчасть. В ходе поиска оборванного провода Ростислав угодил под минометный обстрел. При этом был еще раз ранен - в ногу и спину и потерял сознание…
Два санитара, посланные ротным командиром, на глазах которого это произошло, посчитали Ростислава мертвым и решили похоронить его в ближайшей воронке. То, что он еще жив, обнаружили случайно, когда уже готовились его закапывать.
Два месяца лежал Ильин в госпитале без движения, шансов на выздоровление было мало. Но он уже тогда решил: если выживет, то снова будет проситься на фронт… Из госпиталя выписали Ростислава инвалидом, с так и не затянувшимися ранами. А в архиве госпиталя осталась запись, сделанная кем?то по ошибке: "Ильин Ростислав Кузьмич, 1925 года рождения, призванный из Сталинграда, умер от ран"…
Встал перед ним вопрос, как дальше жить. На работу по причине инвалидности с практически полной утратой трудоспособности нигде не принимали. Тогда он обратился во ВТЭК, чтобы ему понизили группу инвалидности. Медики удивились, но пошли навстречу.
Добившись своего, Ильин вновь стал обивать пороги военкомата с просьбами о возвращении в армию, но тщетно… Ростислав не опустил руки - не в его характере было сдаваться в трудных жизненных обстоятельствах. Он окончил вечернюю школу, Сталинградский пединститут. Работал в финансовых органах города, спортивном обществе, райкоме и горкоме ВЛКСМ. А затем 38 лет был сотрудником Волгоградского музея обороны.
Памятью о его боевом прошлом навсегда стали для Ильина полученные им награды - ордена Отечественной войны I степени, Славы III степени, медали "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За освобождение Украины" и другие.
Но именно комсомол Ростислав Кузьмич считает своей настоящей школой жизни. Недаром в 1951 году он был избран вторым секретарем Сталинского райкома ВЛКСМ Сталинграда. Это под его руководством комсомольцы возродили тогда Комсомольский садик в центре города-героя, самое активное участие принимали в восстановлении зданий драмтеатра им. Горького, отделения Госбанка, набережной Волги и ряда других разрушенных войной объектов.
…В августе нынешнего года Ростислав Кузьмич отметил свое 90?летие. С юбилейной датой его чествовали не только близкие ему люди - дочери, внуки и правнуки. В этот день его тепло поздравили Президент России Владимир Путин, облсовет ветеранов, бывшие колеги по работе и конечно же товарищи по комсомолу.
Фото из семейного архива Р. Ильина