
Солнечный человек
Именно таким помнят Владимира Мигулю друзья. Он был наполнен позитивной энергией. А сам повторял: «Просто я дважды пришел на этот свет, видимо, поэтому мне достался двойной заряд сил». Но странно, что драмы и трагедии он тоже переживал дважды. О малоизвестных подробностях жизни Мигули, череде странных повторяющихся событий в его судьбе на этой неделе рассказал канал «ТВ-3 Россия» в передаче «Исчезнувшие знаменитости».
Казалось, само провидение ведет с ним двойную игру. У Мигули двойная дата рождения. В метрике почему?то значится 18 августа 1945 года, на самом деле мальчик родился на неделю раньше, в документ непонятным образом вкралась ошибка. Родители исправлять ее не стали, наоборот, сочли этот факт добрым предзнаменованием и шутили: день рождения Володи будем отмечать дважды.
Владимир Мигуля умер в 50 лет, но даже после его смерти необъяснимая закономерность сработала без сбоев. Мало кто знает, что хоронили певца тоже дважды. После первых похорон в феврале 1996 года под могилой обнаружили трубопровод. И через год композитора еще раз с почестями проводили в последний путь, перенеся захоронение на другое место.
Поговори со мною, мама
Родители Владимира Мигули – военный летчик и медсестра – познакомились и поженились на фронте. Он родился через три месяца после Победы и трудные послевоенные годы вспоминать не любил. Отец ушел из семьи. Это стало для подростка ударом. Володя остался с мамой. Людмила Александровна была скромным медработником. Выручало то, что жили они в частном секторе, в доме с огородом и цветником на улице Рахинской. Это ей, самому родному человеку на свете, посвящена проникновенная песня «Поговори со мною, мама…».
Чтобы не расстраивать маму, Мигуля поступил, как она хотела, в Волгоградский медицинский институт – получать «серьезную профессию». А ночью сочинял песни и романсы. Сокурсникам он больше запомнился на сцене в художественной самодеятельности. Почти сразу он перевелся с лечебного факультета на стоматологический, где учиться было проще. И тогда же рискнул – поступил еще и в Волгоградское музыкальное училище. Заканчивал сразу два учебных заведения, и успешно. Двойственность судьбы и здесь имела место.
В метаниях между двумя профессиями прошли месяцы. В конце концов Мигуля уехал из Волгограда в Ленинград, где завершил образование в консерватории. Потом отправился покорять Москву, упорно ходил по редакциям, предлагая свои песни. После выпуска в эфир «Поговори со мною, мама», записанной Валентиной Толкуновой, проснулся знаменитым.
Песенная бацилла
Мигуля работал в разных жанрах – камерном, симфоническом. Но оказался блистательным мелодистом. Сам он шутил, что заражен песенной бациллой. С середины 1970?х его песни звучали повсюду, он оказался на пике популярности.
В этой непрерывной полосе удач в одной из поездок к нему «вернулся» несчастный случай из его детства, двойственность напомнила о себе. Еще мальчишкой он чуть не утонул, переплывая Урал, чудом выбрался на берег, пришлось делать ему искусственное дыхание. Через много лет, будучи в Африке, певец с друзьями зашел в сувенирную лавку, где продавались ритуальные маски. Забавляясь, приятели начали их надевать, Мигуля смеялся вместе со всеми, потом его настроение резко испортилось – одна из масок вызвала у него непреодолимое отвращение. Кто?то рядом сказал, что эта маска похожа на утопленника. Судя по всему, это была ритуальная маска Смерти, которую нельзя примерять.
Вскоре после этого случая дали о себе знать первые симптомы неизлечимой болезни, которая унесла жизнь Мигули – боковой амиотрофический склероз, при котором происходит поражение нервной системы. Постепенно отмирают все мышцы, а сознание остается ясным. Конец – полная неподвижность. День за днем тело переставало слушаться. Певцу и всем его родным понадобилось огромное мужество. Даже прикованный к постели, он писал музыку.
Течение болезни ускорил трагический случай: весной 1994 года был взорван «Мерседес» Владимира Мигули, обстоятельства той катастрофы до сих пор не раскрыты. Мигуля чудом остался жив, погиб его водитель и друг. Выбраться из горящей машины певцу помог каскадер, случайно оказавшийся рядом.
Мало кто знает, что в жизни Мигули уже был один взрыв. В 1959 году он с друзьями-мальчишками играл в футбол на пустыре. Мяч улетел далеко за импровизированный стадион. И вдруг – вспышка, взрыв, разлетающиеся осколки, крики, кровь. Володю не задело, но на фашистской мине тоже подорвался его друг.
– Я ни о чем таком в жизни Мигули не слышал, – говорит один из его друзей, волгоградский педагог и композитор Владимир Мадянов. – Но, возможно, «принцип двойных повторений» проявился в его жизни позже, уже в столице, куда он уехал.
Песни Владимира Мигули стали символами времени. Их и сейчас напоет любой, кто жил в нашей стране в 70?е годы: «Поговори со мною, мама», «Не остуди свое сердце, сынок», «Песнь о солдате», «Солнечные часы», «Аты-баты», «Аве, Мария», «Каскадеры», «Трава у дома», «Земляничная поляна», «Скрипка Паганини». Они остались.
Фото ensembles.ru