Виктор Некрасов и Василий Зайцев: почему в мирной жизни разошлись дороги знаменитых однополчан

Виктор Некрасов и Василий Зайцев: почему в мирной жизни разошлись дороги знаменитых однополчан
О боях в районе Мамаева кургана во время Сталинградской битвы написано множество книг.

Среди них свое достойное место занимают повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и мемуары Героя Советского Союза Василия Зайцева «За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера».

Книги эти совершенно разные, причем не только по жанрам. Но их объединяет одно – суровая правда войны. Хотя в силу различных обстоятельств подчас она видна только между строк. При этом авторы данных книг не только сами воевали на передовой, но и были однополчанами.

Сражались на главной высоте России

На правый берег Волги ночью 22 сентября в составе 1047-го стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии переправились полковой инженер старший лейтенант Некрасов и боец второго стрелкового батальона главстаршина Зайцев. Дивизии суждено было 137 дней и ночей вести кровопролитные бои в районе Мамаева кургана.

Об участии однополчан в Сталинградской битве красноречиво говорят выписки из двух наградных листов.

«…За период с 10 октября по 17 декабря 1942 года в уличных боях за Сталинград снайпер Василий Зайцев уничтожил 225 немецких солдат и офицеров. Участвуя в оборонительных и наступательных боях, он ежедневно пополнял свой боевой счет. Непосредственно на переднем крае Зайцев обучал снайперскому делу бойцов и командиров. В результате умелой организации и личного примера Василий Зайцев подготовил 28 отличных снайперов.

Его ученики-снайперы: П. Двояшкин уничтожил 78 немцев, Морозов - 66, Шайкин - 58, Куликов - 51 и др. Всеми снайперами 1047-го стрелкового полка уничтожено 1106 немцев. Велика заслуга снайпера В. Зайцева перед Родиной. Достоин присвоения высшей правительственной награды "Герой Советского Союза".

Это представление 18 декабря 1942 года подписали командир полка подполковник Метелев, начальник штаба капитан Питерский. Далее идут резолюции. 20 декабря: "Ходатайствую о присвоении звания "Герой Советского Союза". Командир 284?й с. д. подполковник Батюк, начальник штаба подполковник Садовый". 25 декабря: "Достоин присвоения звания "Герой Советского Союза". Командующий 62?й армией генерал-лейтенант В. Чуйков, член Военного совета генерал-лейтенант К. Гуров".

"Полковой инженер ст. лейтенант Некрасов в обороне Сталинграда с августа 1942 г. В полку служит с сентября 1942 г. Товарищ Некрасов проявил большую инициативу в деле укрепления обороны на Мамаевом кургане. Под его руководством проводилось минирование полей и устройство инженерных сооружений в необычных условиях сближения переднего края с противником. Под его руководством был укреплен завод "Метиз", что обеспечило возможность отбивать самые упорные атаки противника. Товарищ Некрасов в совершенстве знает свое дело, являясь смелым, мужественным воином, руководит работой непосредственно на переднем крае. Делая дзоты и блиндажи на Мамаевом кургане, он превратил их в живучие огневые точки".

3 февраля 1943 года это представление к ордену Красной Звезды подписали командир полка подполковник Метелев, начальник штаба капитан Питерский.

4 февраля последовала резолюция: "Ходатайствую о награждении орденом Красной Звезды. Командир 284?й с. д. полковник Батюк, начальник штаба подполковник Садовский". Правда, приказом командующего войсками 62?й армии генерал-лейтенанта Чуйкова Некрасов был награжден медалью "За отвагу".

Жили в одном городе

Наверняка в дни боев Некрасов и Зай­цев слышали друг о друге. Тем более что имя снайпера Зайцева было известно в Сталинграде даже противнику. Были ли знакомы? Скорее всего, да. Но фронтовая дружба их не связывала никогда. Хотя в отношении именно этих людей уместно выражение "переплетение судеб".

Оба были ранены приблизительно в одно время. В январе 1943 года, выполняя приказ командира дивизии о срыве немецкой атаки на правофланговый полк силами снайперской группы Зайцева, в которой на тот момент было лишь 13 человек, взрывом мины Василий Зайцев был тяжело ранен и ослеп. Лишь 10 февраля 1943 г. после нескольких операций, сделанных в Москве, к нему вернулось зрение.

Василий Зайцев прошел всю войну. Возглавлял школу снайперов, командовал минометным взводом, затем был командиром роты. Он участвовал в освобождении Донбасса, в битве за Днепр, сражался под Одессой и на Днестре. Май 1945 года капитан Зайцев встретил в Киеве - снова в госпитале. После войны демобилизовался и поселился в столице Украины. Был комендантом одного из центральных районов города - Печерского. Заочно учился во Всесоюзном институте текстильной и легкой промышленности. Работал директором машиностроительного завода и швейной фабрики "Украина", возглавлял техникум легкой промышленности.

После лечения в госпитале в родной Киев возвращается и Виктор Некрасов. С марта 1945?го по июль 1947 года работает журналистом в киевской газете "Радянське мистецтво" ("Советское искусство"). В журнале "Знамя" (1946 г., № 8?9, 10) была опубликована его повесть "Сталинград", позже в отдельных изданиях она получила название "В окопах Сталинграда". За эту повесть в 1947 году Некрасов получил Сталинскую премию II степени. А снятый по этой книге в 1956 году фильм "Солдаты" (по сценарию автора) отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля (в картине одну из своих первых больших киноролей сыграл Иннокентий Смоктуновский).

А затем отношения власти и писателя изменились. В 1966 году Некрасов подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС

Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Из-за либеральных высказываний в 1969 году Виктор Платонович заслужил партийное взыскание, а 21 мая 1973 года на заседании Киевского горкома КПУ исключен из КПСС. Последняя в СССР книга Некрасова "В жизни и в письмах" вышла в 1971 году. После этого на издание его новых книг был наложен негласный запрет.

Литературная война

Летом 1950 года Виктор Некрасов в качестве корреспондента "Литературной газеты" прилетает в Сталинград. Тогда он писал:

"Перехожу через железнодорожную насыпь. За ней вторая. Этот участок надо было перебегать сломя голову - простреливался, проклятый, со всех сторон. Невольно посматриваешь на железнодорожный мост, из?под которого строчил пулемет. Взбираюсь на вторую насыпь. Вот тут… Нет, правее, метров на пятьдесят правее, мы рвали рельсы для перекрытия. А там, на завороте - ну да, под насыпью видны еще остатки сваленного поезда - сидел под вагонами Василий Зайцев и щелкал противника из своей снайперской винтовки".

Так он впервые упоминает имя своего бывшего однополчанина. Но в мирной жизни с каждым днем их жизненные пути расходились все дальше и дальше.

В воспоминаниях, опубликованных уже в эмиграции, Виктор Некрасов напишет:

"Генералов я почти не знал. С маршалом Чуйковым, командующим 8?й армией в Сталинграде, которого мы все боготворили - он не сгибаясь ходил по передовой в своей папахе, - я столкнулся уже потом, в Киеве: он командовал Киевским военным округом. Ленфильмовцы упросили меня показать ему сценарий будущих "Солдат". В восторг он не пришел, но и ругать не ругал, как впоследствии генералы Политуправления, только сказал:

- Что же вы Зайцева, прославленного нашего снайпера, не показали? Зря обошли. Вставили бы.

А Зайцев, Герой Советского Союза, в то время был уже секретарем Подольского райкома в Киеве и физиономию успел отъесть, и встречаться с ним не хотелось. Да и сам?то Чуйков в дни "хрущевской оттепели" говорил своему другу Вучетичу, обессмертившему его в своем мемориале на Мамаевом кургане в образе гигантского солдата с автоматом в руках: "Держись, брат, наша возьмет, партия победит!" Это когда монополистам в искусстве казалось, что их теснят…"

Василий Зайцев также, так сказать, не остался в литературном долгу. В его мемуарах не нашлось места не только для полкового инженера и саперов полка, но и для тех, о ком в повести или рассказах о Сталинграде тепло отзывался Виктор Некрасов. И дело здесь, скорее всего, вот в чем. После того как писатель эмигрировал, его книги были изъяты из библиотек, фамилия не упоминалась. Видимо, бдительные редакторы мемуаров снайпера знали толк в своей работе…

Впрочем, все это дела минувших дней. И сегодня, поднимаясь по ступеням памятника-ансамбля на Мамаевом кургане, мы вспоминаем и автора повести "В окопах Сталинграда", и легендарного снайпера Василия Зайцева.

Фото nekrassov-viktor.com, newtracks.ru