Поэтому человечество давно уже мечтает о чудодейственной прививке от алкоголя, и современная медицина начинает создавать такие методы лечения. Свой вклад в их разработку внес и наш земляк, доктор медицинских наук Юрий Гуров.
Как исследователи гаишников напугали
По словам ученого, запатентованное им и его коллегами открытие было сделано почти случайно.
– Моя докторская диссертация была посвящена вопросам связи психики с иммунитетом, – рассказывает он. – Мы занимались, в частности, вопросами биоэнергетической совместимости человека с окружающими его людьми. При этом выяснилось, что в случае совместимости людей у них возможна передача друг другу на расстоянии самых различных состояний. В том числе – состояния индукционного опьянения.
С помощью этого метода людей учат пьянеть, не принимая спиртного (симптом тамады) – это важно при лечении алкоголизма. И когда кто-то выпьет водку рядом с таким пациентом, он начинает от этого «балдеть». Один падает под стол, напившись, и другой также падает.
Дважды на памяти ученого эти эксперименты приводили к курьезам, когда человек, находящийся в состоянии индукционного опьянения, еле добирался до своей машины. К нему подходят сотрудники ГИБДД с намерением отнять права. Но никакие анализы наличия алкоголя в его организме не показывают. Стражи порядка были очень изумлены!
Кстати, та же индукционная методика применима и по отношению к тем, кто хочет похудеть, – их можно обучить получать чувство насыщения только за счет того, что кто-то другой ест рядом с ними.
Даже крысы любят выпить
Панацею от генетического алкоголизма в мире ищут давно. К примеру, в Чили ко второй половине 20-го века статистика пагубной привычки была на порядок печальней советской. Страна просто спивалась, и тогда ученые разработали вакцину, которая блокирует в организме ферменты, отвечающие за переработку этанола.
Как известно, при распаде спиртосодержащих жидкостей в тканях человека накапливается токсин – уксусный альдегид. Чилийцы добились того, что, даже выпив пятьдесят граммов крепкого напитка, человек испытывал тяжелейшее похмелье. И болезнь среди привитых таким образом резко пошла на спад.
Волгоградцами была запатентована другая разновидность «прививки». Безо всяких лекарств.
– Тот эффект, который у чилийцев достигается путем введения медикамента в организм, – говорит Юрий Васильевич, – здесь достигается путем иглоукалывания, рефлекторной блокады алкогольного центра в мозгу человека. А термин «прививка» применяется, скорее, потому, что пациенту профилактически прививается здоровый образ жизни.
Важную роль в этих исследованиях сыграли эксперименты на лабораторных крысах. Их целью было изучение предрасположенности грызунов к алкоголизации. Технология эксперимента такова – на электрический стол выпускают десять уже подвергавшихся воздействию спиртного крыс, а затем включают слабый ток. Две крысы из десяти спрыгивают сразу же. Это те животные, которые особо чувствительны к внешним воздействиям. Постепенно ток усиливают, и соскакивают еще шесть крыс. А две сидят и терпят до последнего.
– Потом давали всем этим крысам воду и спирт, на выбор, – рассказывает Юрий Гуров. – И вот те крысы, которые соскочили со стола первыми, а также те, которые сидели на электростоле до окончания эксперимента, однозначно предпочитали спирт, тогда как остальные – воду. То есть крайние варианты поведенческих реакций свидетельствуют о склонности организма к алкоголизации.
Зашиваться
или не зашиваться?
Ученые установили, что реакции людей немногим отличаются от крысиных. Только чувствительность к току конкретного человека определяется через особые колечки, присоединенные к проводам и надеваемые им на пальцы. Те люди, которые ощущают при этом сильное покалывание, как и те, которые вообще его не ощущают, склонны к алкоголизации. Только первым из них для того, чтобы напиться, необходима компания, а вторые будут пить тайком от окружающих – вплоть до того, что прячась от них под одеялом.
Среди великого множества методов лечения хронического алкоголизма Юрий Гуров отдает предпочтение немедикаментозным. Например, методу Шичко, который учитывает индивидуальный подход к каждому больному.
А вот к знаменитому кодированию по системе Довженко есть вопросы.
– Перед этой процедурой необходимы три недели воздержания от алкоголя, – говорит ученый. – Но пациент спрашивает: если я смогу сам не пить 21 день, то зачем мне после этого кодироваться?
Неоднозначна и процедура, которую в народе называют просто – «зашиться». Внедрение под кожу специального препарата («Эспераль», или «Торпедо»), по словам Гурова, может вызвать у человека резкое падение давления. К тому же больные зачастую просто выковыривают препарат из тела, когда им этого захочется. Впрочем, его можно ввести в сустав с помощью безыгольного пистолета, что полностью исключает самостоятельное удаление. Но тогда доктор берет на себя и ответственность за жизнь и здоровье больного – в случае нарушения запрета на алкоголь он может просто погибнуть, как погиб «зашитый» киноактер Олег Даль.
Впрочем, метод каждый выбирает по себе. Главное, побороть алкоголизм, который, как известно, полностью не лечится, давая лишь временную ремиссию. Тем более что в последнее время в России доминируют новые алкогольные угрозы.
– Пиво, как и шампанское, считаю – самые страшные виды напитков, – говорит Гуров. – Психологические тормоза по отношению к этим напиткам у людей не работают. И есть сейчас, увы, немало алкоголиков, ставших ими даже на почве употребления шампанского. Обычно это бизнес-леди и мужчины-бизнесмены.
Фото архив Юрия Гурова