Он прошел всю войну, воевал на пяти фронтах, попадал в окружение, был ранен, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и другими. Его рассказ не отличается изяществом литературного стиля, но за ним - настоящий, живой опыт непосредственного участника описываемых событий, которым он как умеет делится с потомками.
На войне - с первого дня
Родился Бутников 18 декабря 1919 года в х. Осино-Логовский Клетского района Сталинградской области. Начало жизненного пути Николая ничем особо не отличалось от детства и юности миллионов других его сверстников - учеба в средней школе города Калача, куда в 1932 году переехали жить его родители и которую он окончил с отличием в 1938-м; поступление в Ростовский университет на физико-математический факультет. В эти же годы там учился студент Александр Солженицын, и молодой Николай Бутников был накоротке знаком с будущим лауреатом Нобелевской премии.
Но в 1940 году было введено платное обучение в вузах, и, не имея средств платить, Николай перевелся на заочное отделение, работал в Жуковской средней школе № 16 Песчанокопского района Ростовской области. А поскольку с переводом на заочную форму обучения он соответственно потерял право на отсрочку, когда пришло положенное время, 13 июня 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Рядовым, потому что отказался от прохождения переподготовки для присвоения офицерского звания.
Служба молодого солдата началась 19 июня 1941 года в авиачасти города Комарно на территории Западной Украины в 427-м батальоне аэродромного обеспечения. Он стал радистом в роте связи. А уже 22 июня авиачасть попала под первые бомбардировки немецкой авиации.
Николай Нестерович рассказывал в своих воспоминаниях: "Трудно описать все, что пришлось пережить в первые часы бомбежки, которая началась в
4 часа 22 июня. Нам, только что прибывшим в часть, доверили грузить на платформы авиатехнику и сопровождать эшелоны до места назначения, при непрерывных налетах вражеской авиации. На третьи сутки войны во время бомбежки ст. Попуторы меня ранило в левую ногу, а моего напарника убило. Пришлось одному дежурить на платформе с авиатехникой. Было еще много налетов на эшелон в пути и на остановках. Запомнился такой случай: наблюдатель заметил, что немцы выбросили большой десант на город. Десантники заняли станцию, подожгли военные эшелоны и стали наступать в нашем направлении. Эшелон остановили, поступил приказ занять оборону. Возникла паника, некоторые молодые солдаты побежали в лесопосадку, сбежал и машинист паровоза. Огнем из пулеметов и винтовок немецкие десантники были остановлены. Нужно было дать эшелону задний ход, а машиниста нет. Тогда начальник эшелона сел на его место и задним ходом протолкнул эшелон на другую станцию в обход Тернополя. Пока мы доехали до Киева, многих солдат потеряли в пути: кого похоронили, кого отправили в госпитали, но были и такие, которые сбежали - в основном призывники Западной Украины.
Под Сталинградом связисты дежурили день и ночь
Пункт сбора выживших бойцов авиачасти был на ст. Носовка под Киевом. Там часть получила пополнение, и рота, в которой служил молодой, но уже получивший боевое крещение солдат, занялась привычной работой по обслуживанию военной авиации.
Но отступление Красной армии продолжалось. Батальон Николая Нестеровича отошел в направлении Воронежа, закрепившись в районе Бутурлиновки. На этот раз ему выпало "вести" самолеты авиаполка самого сына "отца народов" - Василия Сталина. А когда части вермахта стали прорываться к Сталинграду, 427-й батальон в составе 8-й Воздушной армии был отправлен на Сталинградский фронт. Николай Нестерович рассказывает об этом этапе войны так: "Началась непрерывная работа по обороне Сталинграда. Нам, радиотелеграфистам, пришлось дежурить и день и ночь. Днем микрофонная работа с самолетами, ночью - прием и передача шифровок на ключе. Телеграммы шли в штабы фронта, армий, РАБы. Все виды авиации 8-й Воздушной армии (а всех самолетов было более 600) использовались для прикрытия наземных войск, переправ, налетов на скопления войск и техники противника, нанесения бомбовых ударов по его аэродромам. До августа авиация использовалась против 6-й армии Паулюса, которая рвалась к большой излучине Дона, чтобы окружить и уничтожить 62-ю армию, переправиться через Дон и с хода ворваться в Сталинград. Но у Калача армия Паулюса была остановлена".
Во время контрнаступления 4-й танковой армии вермахта батальон, в котором служил Бутников, попал в окружение. Но из "мешка" удалось вырваться с минимальными потерями. Получив пополнение, связисты вернулись к своей обычной работе - обеспечению боевых вылетов, на этот раз на аэродроме с. Песчанка. Николай Нестерович прошел курсы переподготовки, стал радиотелеграфистом первого класса. Во время финальной стадии Сталинградской битвы 427-й батальон обслуживал летные полки 235-й истребительной дивизии, которые участвовали в создании воздушной блокады с целью перехвата транспортной авиации противника, доставляющей боеприпасы и продовольствие войскам Паулюса.
Ветеран вспоминал: "11 декабря 1942 года произошел такой случай: в 10 утра наблюдатель передал, что за облаками слышен сильный гул моторов. Сразу же была дана команда поднять в воздух все три авиаполка дивизии. Не успели наши самолеты собраться в зоне ожидания, как вдруг воздушная колонна самолетов противника начала пробивать облачность. В колонне было 20 транспортных самолетов Ю-52 и около десятка истребителей. Сразу же завязался воздушный бой. Один за другим падали на нашу территорию сбитые самолеты противника. Было взято в плен 34 немецких летчика. Ни один из немецких самолетов не долетел до своего аэродрома".
Затем была ожесточенная битва с группой армий "Дон" Манштейна, а после ее разгрома наша армия начала неудержимо наступать на запад, и вместе с ней - батальон Николая Нестеровича. Последовали бои за освобождение Ростова, Украины, Крыма. Потом - I Белорусский фронт, участие в боях за Варшаву.
Мирный подвиг фронтовика
30 апреля 1945 года команда РСБ (так назывались советские авиационные коротковолновые телеграфно-телефонные радиостанции), где Николай Нестерович был уже старшим радиотелеграфистом, оказалась в осажденном Берлине, где обеспечивала координацию действий наземных
войск и авиации при штурме рейхстага. Члены команды, в том числе и Николай Нестерович, одними из первых оставили свои автографы на его стенах. А День Победы он встретил на аэродроме в пригороде германской столицы.
После демобилизации Николай Бутников вернулся к своей работе, от которой его оторвала война - уже с января 1946 года стал преподавать математику в Калачевской средней школе, где и проработал до ухода на заслуженный отдых в 1987 году. Так же, как когда-то на полях сражений, его труд был высоко оценен - почетным знаком "Отличник народного образования", медалью "За доблестный труд". В 1967 году Николай Бутников стал заслуженным учителем школы РСФСР. Шесть раз он избирался депутатом городского Совета.
К слову, и в этой, мирной, его жизни нашлось место подвигу - уже находясь на пенсии, Николай Нестерович спас утопающего подростка...
Фото архив Калачевского краеведческого музея