Заслуженный тренер, снайпер и ученый

Заслуженный тренер, снайпер и ученый
О таких людях, как Павел Георгиевич Шорец, говорят "человек необыкновенной судьбы"

Сегодня "Сталинградская правда" рассказывает удивительную историю человека, который достоин звания настоящего героя Родины. Снайпер, вошедший в число лучших стрелков Великой Отечественной войны, тренер, педагог, заведующий кафедрой, автор 10 книг, которые не потеряли своей актуальности. Все это о нем.

Курсант набора 1941 года: учиться долго не пришлось

Павел Шорец родился 31 мая 1923 года в Петрограде. В 1941 году он окончил среднюю школу и поступил в недавно открывшееся Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова в Севастополе.

Но учиться долго не пришлось - шла война. В 1941 году в училище прошли досрочные выпуски, а в августе-сентябре учебное заведение эвакуировали в Ростов-на-Дону. В ноябре того же года, когда фронт приблизился и сюда, училище было расформировано. Курсантам набора 1941 года присвоили звание "старшина 1-й статьи".

Павла направили в формируемую 83-ю морскую отдельную стрелковую бригаду, которая была десантирована в Крым. Огромную тяжесть боевых действий вынесли на своих плечах морские пехотинцы.

Позже Павел Георгиевич вспоминал:

"Мечта стать снайпером зародилась еще в 1941 году, когда нам, десантникам-автоматчикам 83-й морской стрелковой бригады, приходилось отражать вражеские контр­атаки. Тогда мне довелось увидеть, как наш товарищ, снайпер, истреблял фашистов. Эта мечта осуществилась. В 1942 году я окончил снайперские курсы. "Охотился" за фашистами на Кавказе, на Малой земле, под Новороссийском..."

Тот жестокий бой под Новороссийском, когда он был контужен и дважды ранен, он запомнил особо. Фронтовая газета писала о нем:

"Враг был силен и упорен. Но известная морская отвага, бесстрашие и мужество советских воинов проявились и здесь. На переднем крае, всего в 25 метрах от вражеских окопов, оборудовал свою позицию советский снайпер. Прицельным огнем он метко разил гитлеровцев. Несмотря на ранение, он оставался в строю и продолжал свою боевую работу".

Дочь Павла Георгиевича, Галина Павловна, рассказала, что на фронте отец был контужен и ранен шесть раз. Но каждый раз он возвращался в строй.

Меткий огонь старшины 1-й статьи

Молодой снайпер воевал в составе керченского боевого отряда сопротивления 10-го отдельного батальона ВНОС 1-го отдельного гвардейского Новороссийского артиллерийского дивизиона в Геленджике, Новороссийске, Одессе, Севастополе.

Из наградного листа на командира отделения ВНОС 3-й роты 10-го отдельного батальона ВНОС Черноморского флота старшину 1-й статьи Шореца (24 января 1943 года):

"Партии Ленина - Сталина предан. Дисциплинирован. Смелый, решительный и бесстрашный младший командир. Отлично владеет личным оружием. Горящий ненавистью к немецким захватчикам, добровольно изъявил желание идти на передний край нашей обороны, где метким огнем из винтовки в районе цементных заводов за период с 20 ноября по 5 декабря 1942 года уничтожил 23 фашиста, с 23 декабря 1942 года по 6 января 1943 года уничтожил 23 фашиста и с 9 января 1943 года по 23 января 1943 года - 35 фашистов. Всего уничтожил 81 фашиста.

Прекрасный руководитель снайперского дела. Подготовил стрелков-снайперов в количестве 19 человек, которые в период с 09.01 по 23.01.1943 года под его личным руководством уничтожили 337 немецких солдат и офицеров. Сам в этот раз уничтожил 35 фашистов.

Своей храбростью и умением воодушевлял в подчиненном личном составе ненависть к врагу и любовь в нашей Родине, к оружию и снайперскому делу.

Как лучший снайпер части, на деле показавший свое мастерство, достоин правительственной награды - ордена Ленина".

Впрочем, вместо высшей награды СССР его отметили другой, не менее значимой, - орденом Красного Знамени. К слову, за пару месяцев до этого командир батальона представлял Павла к медали "За отвагу", но награждения не случилось. Редкий случай: в архиве Минобороны РФ хранятся сразу два представления к наградам на одного человека.

Всего с 1942-го по 1944 год снайпер Павел Шорец уничтожил 260 оккупантов. Обычно за такой личный счет снайпера представляли к званию Героя Советского Союза. Почему им не стал и Павел Шорец? Сегодня ответить на этот вопрос, к сожалению, трудно.

24 июня 1945 года старшина 1-й статьи Павел Шорец участвовал в Параде Победы на Красной площади в составе сводного полка ВМФ под командованием вице-адмирала Владимира Георгиевича Фадеева.

Спорт в содружестве с наукой

После демобилизации в 1947 году Павел Шорец вернулся в Ленинград. Продолжать военную карьеру он не стал: поступил на отделение легкой атлетики в знаменитый институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Постепенно сложилось направление будущей тренерской работы - подготовка легкоатлетов на длинные и марафонские дистанции.

В 1951 году после получения диплома с отличием Павел поступил в аспирантуру, прекрасно осознавая, что для будущей тренерской работы необходимы глубокие знания, что только в содружестве с наукой можно достичь высоких спортивных результатов.

После успешной защиты кандидатской в 1955 году Павел Георгиевич приступил к реализации своей мечты - совмещению работы тренера с научно-педагогической деятельностью. Для этого он переехал из Ленинграда в Смоленск, где возглавил кафедру легкой атлетики в институте физкультуры.

Тогда же его пригласили в сборную СССР тренером по подготовке бегунов на средние, длинные и марафонские дистанции. Это были плодотворные годы. Уже к концу 50-х были подготовлены 10 мастеров спорта, которые входили в состав национальной команды.

Кадры решают все

В 1960 году начал работу Сталинградский государственный институт физической культуры. Заслуженный тренер РСФСР, кандидат педагогических наук, доцент Павел Шорец был приглашен в него на должность заведующего кафедрой легкой атлетики.

- Только сейчас, спустя десятилетия, приходит понимание того, как далеко вперед смотрел Павел Георгиевич, - считает профессор ВГАФК Анатолий Сучилин. - Он особое внимание уделял педагогическим кадрам, старался привлечь к работе не просто бывших спортсменов, а тех из них, кто имел тягу к педагогической деятельности.

Большинство из этих специалистов стали заслуженными тренерами России, высококвалифицированными преподавателями, внесшими свой вклад в подготовку чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы.

Теория помогает практике

Работая в должности заведующего кафедрой до 1972 года, Шорец подготовил и опубликовал более 70 научных и научно-методических работ. По мнению профессора Сучилина, эти труды не потеряли актуальности в наши дни.

За заслуги в тренерской и научно-педагогической деятельности Павел Георгиевич Шорец был награжден почетными знаками "Заслуженный тренер РСФСР", "Судья всесоюзной категории", "Отличник физической культуры", Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, спорткомитетов СССР и РСФСР, многими грамотами облспорткомитета.

После выхода на пенсию Павел Георгиевич продолжил работу в качестве профессора кафедры легкой атлетики, проводил большую общественную работу: избирался председателем тренерского совета областной федерации легкой атлетики, членом Всесоюзного тренерского совета по бегу на выносливость, назначался главным судьей первенств СССР и РСФСР по марафонскому бегу, участвовал в военно-патриотическом воспитании студентов и спортсменов, проводил беседы и лекции. Ушел из жизни Павел Шорец в 1998 году.

Фото из семейного архива П. Шореца