«В детстве была пацанкой»
– Девушки и футбол – явления не самые близкие. Как вы пришли в этот вид спорта?
– Как говорит мама, стоило мне научиться ходить, как я сразу взялась за футбольный мяч. Начиналось все, как и у многих, во дворе, играла с мальчишками. Затем, когда мне было 11, в школе набирали девчонок в женскую команду, куда я и пошла.
– Дружили больше с мальчиками, чем с девочками?
– Конечно. Девочки ведь в футбол не играли, вот мне и было интереснее с парнями. Можно сказать, что я тогда была этакой пацанкой, всюду с мальчиками бегала, по заборам с ними лазила. К тому же старший брат всюду брал меня с собой, поэтому к мужским компаниям я привыкла.
– Родители к увлечению футболом как относились?
– Плохо, разумеется, ведь это влияло на учебу в школе. Но я была упертая и настояла на том, что буду играть. Тяжело, конечно, было, особенно когда начались постоянные разъезды, но мне это очень нравилось.
– Школу в итоге как закончили?
– Средне. Разные были оценки, скажем так.
«Есть еще порох в пороховницах!»
– Сейчас вы уже доигрываете?
– Вообще я профессиональную карьеру завершила еще три года назад, вообще ушла из футбола.Команды разваливались одна за другой, да и возраст у меня был уже приличный по спортивным меркам. Решила, что пора заканчивать. А когда начала здесь команда собираться, меня нашли, позвонили и предложили вернуться на площадку. Подумала, почему бы нет, и вот я снова играю.
– И каковы сейчас ощущения?
– Замечательные! Все-таки заниматься делом, которому посвятила большую часть жизни, очень приятно. Пока тяжело сказать, насколько получается, но мне нравится. Не знаю, сколько времени еще буду играть, но порох в пороховницах еще есть, снова уходить не хочется.
– А трехлетний перерыв как провели? Успели отойти от футбола в этот период?
– Открыла свое небольшое дело. От футбола отошла, хоть и не сразу. Поначалу было тяжело, не могла найти себя. Потом как-то это прошло, и в дальнейшем чувствовала себя вполне комфортно. Мяча за все это время практически ни разу не коснулась, месяц поиграла с мальчишками для поддержания формы, и все, потом уже углубилась в работу.
Интереснее всего было с бразильянками
– В «Зените» много молодежи. Вам, опытному игроку, приходится быть воспитателем для них?
– В какой-то мере да. Не так уж это просто – тренироваться и играть. Поэтому девчонок иногда приходится заставлять что-то делать, нередко они работают через не могу, порою даже со слезами на глазах.
– Даже со слезами?
– Конечно. От усталости, от непонимания. Я тоже через это прошла. В той же петербуржской «Авроре» меня прямо заставляли работать над собой. И было тяжело. Но когда попадаешь в команду, в которой от тебя требуют результата, ты обязана его показывать.
– А из тех команд, за которые вы играли, где больше всего понравилось? А где, наоборот, было тяжелее всего?
– Могу сравнить питерскую «Аврору» и «Викторию» из Нижегородской области, за которую отыграла свой последний сезон. В первой ставились сугубо командные задачи, во второй работа шла над индивидуальными качествами. И мне больше нравилось в «Виктории». Там из игрока делали настоящую футбольную личность, причем упор на индивидуализм на командные действия отрицательного влияния не имел.
– Вы немало поиграли и за сборную страны. Что больше всего запомнилось из выступлений в ее составе?
– Если взять последнюю сборную, то конечно же игры против бразильянок. С ними всегда очень интересно играть. Они очень шустрые, один бразильский игрок может спокойно справиться с двумя соперниками. Недаром говорят, что у них в стране люди рождаются футболистами.
– А в большом футболе себя проявить не хотелось?
– Такой опыт у меня тоже был, когда играла за «Аврору». Два сезона мы выступали и в мини-футбольной Высшей лиге, и в чемпионате страны по большому футболу. Нагрузки выпадали сумасшедшие, потому что межсезонья как такового у нас в эти два года не было. Чемпионаты разделяли 10 дней – вот и все время на отдых. А ведь нужно было за это время еще до Волгограда добраться и обратно уехать.
– Понравилось на большом поле играть?
– Нет, сразу поняли, что это не наше. В большом футболе все-таки огромную роль играет выносливость, а нам ее не хватало. В мини-футболе ведь все строится на рывках, все делается накоротке. И от этого он зрелищнее, чем большой футбол.
«Болельщицей меня не назвать»
– Вы являетесь болельщицей? По телевизору матчи смотрите?
– Всегда следила за мини-футболом, но большого удовольствия не получала никогда. Причем сесть перед телевизором и смотреть игру – это точно не мое. Когда ушла из спорта, периодически просматривала результаты в Интернете, но не более того.
– Не думали еще, чем будете заниматься после окончательного завершения карьеры?
– Как я уже сказала, уйдя из мини-футбола на три года, открыла небольшой бизнес. Занимаюсь им и сейчас, параллельно со спортом. Думаю, продолжу и по завершении карьеры.
– А тренировать не хотели бы?
– Может, и хотела бы, но, сами понимаете, очень тяжело развивать женский мини-футбол. Набрать команду девушек – это целая история. Особенно в отсутствие поддержки с чьей-либо стороны. А деньги в основном вкладываются в мужской футбол, поэтому женские команды и разваливаются так часто.
– У «Зенита» такая поддержка есть, раз команду возродили?
– Да, помогает Борис Изгаршев, держимся благодаря ему. Вот поставили себе цель – выйти по итогам этого сезона в Высшую лигу. А там уже все совсем иначе: другой уровень, другие деньги. Поэтому нам есть над чем работать.
Досье «СПОРТ-ТАЙМ»
Татьяна Иваницкая
Родилась 9 июня 1982 года
Мастер спорта международного класса
Чемпионка мира, 11-кратная чемпионка России
Выступала за клубы: «Рокада» (Волгоград), «Аврора» (Санкт-Петербург), «УПИ-Ява» (Екатеринбург), «Виктория» (Дзержинск).
DNG