Лишь только прикоснулся головой к подушке – и он уже не убеленный сединой профессор, а перспективный форвард, правый край атаки сталинградского «Торпедо», рвущийся к чужим воротам под рев трибун. Вот пас вразрез защиты, рывок, удар – и…
А поутру Анатолий Александрович снова становится профессором и спешит в родную академию, которой отдал уже почти полвека. Неподалеку от этого вуза, в Краснооктябрьском районе, он когда?то родился и вырос. Отец его, Александр Егорович, до войны работал электриком на Сталинградском тракторном, мама, Раиса Николаевна, была продавщицей в хлебном магазине.
Когда фронт подошел к Сталинграду, Александр Сучилин добровольно вступил в ополчение. А вскоре погиб.
Пору страшных бомбежек города оставшиеся Сучилины пережили, прячась от взрывов в Банном овраге, возле завода «Красный Октябрь». После окончания битвы каждая проживающая в городе семья была обязана зарегистрироваться для получения хлебных карточек. Сучилиным, жившим в ту пору в бывшем солдатском блиндаже, был присвоен 424?й номер. Его Анатолий Александрович запомнил на всю оставшуюся жизнь.
На месте, где сейчас находится бассейн «Искра», был стадион. Там и собиралась ежедневно вся краснооктябрьская футбольная шпана. Рубились, установив два кирпича вместо ворот, поочередно: кто учится в школе в первую смену – играет во вторую, и наоборот.
Повзрослев, Анатолий стал играть за «Металлург» – заводскую команду «Красного Октября», о чем мечтал тогда каждый мальчик в районе. Потом, в 1954 году, был приглашен в сталинградские «Трактор», «Торпедо», выступавшие уже в чемпионате страны среди команд мастеров. Играл в них Анатолий Сучилин под своим привычным седьмым номером, ставшим для него счастливым. Болельщики его тогда прозвали «балериной» – за мягкий и пластичный стиль игры с высокой техникой владения мячом.
В то время в сталинградских командах играли лишь местные – никаких «варягов» не было и в помине. Хотя и соперники у наших парней были серьезные – именитые уже тогда команды Алма-Аты, Баку, Тбилиси…
Футбольная карьера Анатолия Сучилина длилась, пока не стукнуло 30, а потом…
– В физкультурном институте ректором тогда был Борис Павлович Гончаров, – вспоминает Анатолий Александрович. – Он нам нередко говорил: «Учиться вам надо, ребята! Иначе отыграете свое, и кому вы дальше будете нужны?» Поэтому многие наши поступили на заочный. В их числе и я.
Окончив вуз, Сучилин пошел в аспирантуру. Принят был на кафедру футбола, сперва старшим преподавателем, а затем, после защиты кандидатской, возглавил эту кафедру уже сам. И диссертация Сучилина была посвящена конечно же любимому делу – «Начальное обучение игре в футбол детей восьми-девяти лет».
Когда настало время перестройки, первые выборы ректора среди всех вузов Волгограда состоялись в институте физкультуры. Коллектив проголосовал за Анатолия Сучилина. Эту должность профессор оставил, лишь когда ему исполнилось 70.
За несколько десятков лет он стал автором более чем 200 научно-методических трудов. Его перу принадлежит около 20 книг, включая монографии по самым разным видам спорта – от гребли до легкой атлетики. Но ночами профессор по?прежнему видит в своих снах футбол, которому отдал всю жизнь.
Фото Александр Фолиев