«Нива» превращается в танк

  • На первый взгляд "Нива" как "Нива". А на самом деле чудо на колесах
  • Александр так втянулся в апгрейд своей машины, что сам стал завзятым гонщиком
  • На некоторых участках без лебедки никак
Сколько стоит такое автоперевоплощение и почему волгоградские трофи-рейдеры ненавидят «черных копателей». Билет в мир автоспорта – штука чрезвычайно дорогая, и приобрести его за относительно невысокую стоимость можно только при наличии золотых рук и навыков автослесаря. Многократный победитель региональных соревнований по трофи-рейдам Александр Карпов этими качествами обладает, поэтому его «Нива» превратилась в сверхпроходимый автомобиль примерно за полмиллиона рублей и год работы. Хотя, как признается сам джиппер, покупал он эту машину на перепродажу и о штурме грязевых точек никогда не задумывался.

Почти как с завода

– Все изменилось, когда знакомые предложили прокатиться по настоящему бездорожью, – вспоминает Карпов. – Настолько понравилось, что решил не продавать «Ниву», а поработать над ней. В итоге так затянуло, что уже третий год участвую в соревнованиях!

Александр сразу предупредил нас, что в его «Ниве», как и в других русских автомобилях, участвующих в трофи-рейдах, все «родное».

Засовывать под капот двигатель от BMW или же ставить подвеску от Mitsubishi никто не станет как минимум по двум причинам: во-первых, это очень дорого, а во-вторых, тогда теряется ремонтопригодность. А ремонты для джипперов – дело житейское: они проводятся не только до и после соревнований, но и непосредственно во время гонок.

– Например, если двигатель хряпнул воды, то надо менять масло прямо на месте, – рассказывает пилот. – На любое, хоть на мотоциклетное, хоть на трансмиссионное, но масло у тебя обязательно должно быть с собой. С водой в моторе машина тоже поедет, но я один раз так сделал и в итоге «капиталил» двигатель. От него в итоге один блок остался, остальное все новое – на запчасти 35 тыс. потратил. Но эти суммы я не учитываю: ровно полмиллиона у меня ушло только на подготовку машины к гонкам. И это лишь стоимость запчастей.

Несмотря на «родные» детали, от заводской «Нива» Карпова сильно

отличается. На ней обрезаны арки, чтобы хватило места для 33-дюймовых грязевых колес, значительно усилена подвеска. В салоне тоже много изменений: снято заднее сиденье, вырезаны полы – под ногами у водителя и штурмана сплошной металл. Это сделано для уменьшения веса авто: чем легче машина, тем выше ее проходимость.

«Способна двигаться сама»

Главная «изюминка» трофи-рейдовой «Нивы» – это пневмоблокировка дифференциала. В задней части салона расположен компрессор, который обеспечивает подачу воздуха и полностью блокирует одну из осей – водитель по необходимости выбирает, переднюю или заднюю, и регулирует процесс с салона.

– В стандартной «Ниве» этого нет, там все работает крест-накрест, из-за чего она зарывается, – утверждает Александр Карпов. – А нашей это не грозит: машина может встать на одно колесо, но все равно поедет. Более того, в грязевой подъем она способна двигаться сама. Едешь в горку на первой передаче, затем ставишь на нейтралку, а авто не останавливается – ползет вверх!

В двигателе же, как уже было сказано выше, все ставится стандартное, для упрощения ремонтов. Но кое-какие изменения Карпов внес. Вместо карбюраторной системы подачи топлива установлена инжекторная, генератор снизу перенесен наверх, и ремень привода у него один, а не два. Все штатно, но осовременено. А вот гнаться за лошадиными силами у трофи-рейдеров не принято: большие скорости развивать им приходится крайне редко. Здесь куда важнее тяга – она играет значительно большую роль, когда нужно преодолеть огромную кучу грязи или проехать вброд по реке. Рев мотора в эти моменты можно услышать за километры от места действия. Сразу складывается вопрос: а как же пилоту общаться со штурманом?

– Преимущественно жестами, – с широкой улыбкой заявляет штурман Карпова Сергей Крупинин. – Тем более вы не путайте трофи-рейды с ралли. У нас же штурману часто приходится работать не на сиденье, а с улицы. Либо показываешь пилоту, как лучше проехать точку, либо, еще веселее, пытаешься вытянуть или вытолкнуть застрявшую машину из грязи или воды, которых зачастую по колено… в салоне!

«Гаишники останавливают… поглазеть»

Согласно техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств автомобили вроде «Нивы» Александра Карпова не могут передвигаться по российским дорогам это просто-напросто запрещено, ведь у машины железные бамперы, спереди лебедка, а огромных размеров грязевые шины, по мнению экспертов, наносят вред дорожному покрытию. Собственно, по асфальту на таких машинах никто и не ездит – это, по меньшей мере, некомфортно. Но чтобы добраться до места старта, порой приходится пренебрегать требованиями техрегламента.

– Сотрудники ДПС меня пару раз останавливали по пути на соревнования, но только для того, чтобы поглазеть на автомобиль. Слишком уж необычно он выглядит в городском трафике, – утверждает гонщик. – Более того, как-то ко мне знакомый гаишник за помощью обратился: застрял где-то и не мог выехать. Пришлось отправляться выручать. Моя-то «Нива» везде проедет. А сделать машину, идеально подходящую и для трофи-рейдов, и для города, невозможно. Ведь даже железные бамперы регламентом запрещены, а для гонок другие не подойдут. Трофи-рейдеры порой вынуждены валить деревья (отсюда и обязательное требование согласовывать любые соревнования с комитетом охраны природы), из трудных положений зачастую приходится выбираться с помощью лебедки.

– Вы можете ехать в поле и внезапно провалиться в глубокую яму. Иногда такое происходит по вине «черных копателей», – рассказывает Сергей Крупинин. – Едешь вроде по относительно ровной дороге, всюду только трава, и вдруг огромная яма, которой просто не видно. Один гонщик так на боку оказался, коллективно его на колеса ставили. В целом это дело привычное: многие и на крышу переворачиваются. Однажды мы даже видели, как машина загорелась, тоже выбежали помогать. Взаимовыручка у нас налажена. Да и правила не мешают тебе продолжать гонку после форс-мажора: главное, чтобы машина ехала.

Справка "СПОРТ-ТАЙМ"

Регламент соревнований по трофи-рейдам предусматривает пять зачетных групп участников:

1. ATV (квадроциклы).

2. Рейд (стандартные автомобили формулы 4 х 4).

3. ТР-1 (подготовленные стандартные автомобили 4 х 4) – к этому классу относится "Нива" Карпова.

4. ТР-2 (усиленно подготовленные автомобили 4 х 4).

5. ТР-3 (переделанные (или изготовленные) внедорожники с минимальными ограничениями переделок, изменений (прототипы). В народе именуются "котлетами".

DNG

Поделиться в соцсетях