Остановить Шенгелию

  • В 1981-м Рамаз Шенгелия стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР. Но спустя два года уехал из Волгограда несолоно хлебавши (вырезать)
  • Кадры исторической игры
Листаем старые подшивки спортивных публикаций главной газеты области. Главное издание региона – «Волгоградская правда» – готовится отметить в 2017 году свое столетие. «СПОРТ-ТАЙМ» вслед за коллегами из других выпусков нашей газеты вспоминает самые интересные страницы истории «Волгоградки». В этот раз наш обозреватель Сергей ХОХЛОВ листал подшивки спортивных публикаций за 1983 год.

Юбилей легенды

11 января в «Волгоградке» вышла статья, посвященная легендарному голкиперу сталинградских команд «Динамо» и «Трактор» Василию Ермасову. Повод был особый – за два дня до этого ему исполнилось 70 лет.

« – Слово предоставляется мастеру спорта Василию Ермасову!

К трибуне подошел богатырского сложения человек. Его встретили громкими аплодисментами.

На антифашистский митинг советских спортсменов, который проходил летом 1943 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, многие участники форума прибыли прямо с фронта. В. Ермасов, вратарь прославленного «Трактора», представлял героический Сталинград. Он рассказывал о подвиге воинов-спортсменов, активно участвовавших в обороне родного города, о знаменитом матче сталинградских футболистов с московским «Спартаком», проходившем 2 мая сорок третьего года в городе, где только что отшумела величайшая в истории войн битва. В. Ермасов был одним из организаторов этого матча. В то время он работал ответственным секретарем областного совета «Динамо».

Времена меняются – память остается. В этом году прославленного голкипера решили увековечить в бронзе. Именно его бюст будет встречать болельщиков на стадионе «Зенит» после его реконструкции к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Опасные дебютанты

Но больше всего места в газете отводилось «Ротору». Это вполне объяснимо, поскольку домашние матчи команды собирали на трибунах по 20 тыс. болельщиков. А открыла новый футбольный сезон серия игр на Кубок СССР, где волгоградцам предстояло встретиться с самим тбилисским «Динамо»!

Сначала был гостевой матч против душанбинского «Памира». «Ротор» выиграл его в дополнительное время благодаря голу еще одной легенды команды – Валерия Ванина. Это воодушевило болельщиков, которые с нетерпением ждали проверки своей команды на прочность именитыми тбилисцами.

Правда, подвела погода. Всех желающих стадион принять не смог – снег и подготовка арены к ремонту значительно сократили число болельщиков, которых собралось 14 600. В репортаже о самом матче «Волгоградская правда» писала : «…После перерыва преимущество перешло к «Ротору». Он заиграл быстрее, шире, маневреннее с частыми перемещениями и подключением в атаку игроков средней линии и обороны. Защитникам и голкиперу «Динамо» пришлось изрядно потрудиться, чтобы отвести угрозы от своих ворот.

И та и другая команды производят ряд замен. У тбилисцев вместо Гурули и Цавы на поле вышли Чкареули и Андгуладзе, но это не изменило хода событий, хотя на 73-й минуте Шенгелия чуть не забил гол. Снова на высоте был Владющенков, отбивший мяч на угловой.

Непрерывные и настойчивые атаки «Ротора» принесли им успех: на 76-й минуте Гузенко с прострельной передачи направил мяч в сетку. Заслуженная победа «Poтoра» – 1:0. Волгоградцы вышли в 1/8 финала розыгрыша».

Конечно, автор ошибся – гол забил не Александр Гузенко, а Сергей Резник. А динамовцы, похоже, просто недооценили прошлогодних дебютантов Первой лиги. И хотя в их составе и сыграли игроки сборной СССР Чивадзе, Сулаквелидзе и Шенгелия, домой они вернулись битыми.

Крупнейший в Союзе

Одной из самых приятных новостей того года был запуск нового спортивного объекта.

«Этим летом Волгоградский институт физкультуры получит отличный подарок от строителей – крытый легкоатлетический манеж. Легкоатлеты и футболисты города будут иметь возможность тренироваться полноценно и зимой.

Строящийся манеж – уникален. Он самый крупный из имеющихся в Советском Союзе. Длина 121 м, ширина – 73 м. Он будет выполнен как учебный корпус легкой атлетики и футбола. Помимо тренировок и соревнований, в нем возможна организация учебного процесса. Под трибуной располагаются аудитории, кабинеты, лаборатории. Широки и спортивно-технические возможности манежа. В центре – футбольное поле размером 80 х 40 м, вокруг него четыре двухсотметровые дорожки. Отдельно вынесено 8 дорожек для бега на короткие дистанции.

И беговые дорожки, и поле предполагается покрыть физполом. Спорткомплекс включает секторы для толкания ядра, прыжков. Метание диска и копья будет осуществляться при использовании специальной сетки. Оборудуется пятидесятиметровый стрелковый тир. Предусмотрены просторный вестибюль с буфетом, гардеробы. В распоряжении спортсменов – раздевалки, душевые, две сауны. Выход из раздевалок ведет прямо на арену. Вместимость трибуны – около 1400 мест».

Возможно, спустя тридцать лет «Волгоградская правда» так же вспомнит сегодняшнюю стройку «Волгоград Арены».

Почему простаивают яхты?

Впрочем, некоторые публикации спортивного раздела их героев совершенно не радовали. Именно таким был материал «Ненужные яхты», вышедший под рубрикой «Реплика». В нем «Волгоградка» критиковала функционеров, не уделяющих должного внимания развитию в регионе парусного спорта.

«Город на Неве у входа в Финский залив имеет десятки яхт-клубов, тысячи спортивно-парусных судов различных классов.

Но последние годы там стал ощущаться недостаток в высококвалифицированных яхтсменах. В связи с этим в качестве капитанов яхт на различные соревнования ленинградцы стали приглашать опытных яхтсменов из других городов. В частности, на последнем первенстве Ленинграда в качестве капитана успешно выступала врач из Волгограда К. Б. Магнитская. Она заняла первое место в классе крейсерских яхт и выполнила норматив мастера спорта. А месяцем раньше в качестве капитана большой крейсерской яхты Ксения Борисовна участвовала в международных соревнованиях на кубок Балтийского моря и заняла девятое место из 19 яхт класса «Алькор».

А вот профсоюзная и спортивная организации Волжского завода РТИ, имея две крейсерские яхты, держат их на приколе. Коллектив не располагает своими парусниками, но и не допускает смешанных экипажей и не хочет передать или продать яхты другим организациям, где много хороших опытных яхтсменов. А ведь шесть лет назад смешанный экипаж, выступая от завода РТИ, занял первое место на всесоюзном кубке «Волга» на яхте класса «Фолькбот».

Уже пять лет простаивает без дела дорогостоящее спортивное имущество. Не пора ли положить этому конец?»

DNG