Мы сидим на берегу Медведицы и завороженно любуемся пейзажем, открывшимся перед нами. Солнечные лучи сверкают на главках Усть-Медведицкого Спасо-преображенского монастыря, утопающего в зелени садов. С лесной, нехоженной стороны одной из самых загадочных рек многие из нашей группы видят его впервые. В байдарочном походе мы уже неделю, наш путь начинался от знаменитой Синей горы – главной точки аномальной зоны Медведицкой гряды. Связано это или нет, но в самом начале похода пришлось буквально убегать от гроз.
– Таких молний я никогда не видел, – вспоминает Максим Хмызов, известный бард и участник похода. – И змейки, и штопор, и подкова!
Загадочные явления этого места известны, пожалуй, всему миру, но столкнуться с аномальной зоной лично мне пришлось впервые. Валерий Липартелиани – главный организатор похода – говорит не без иронии:
– А я как младенец спал после вашей ухи и вообще ничего не слышал…
Уха в этих краях и правда знатная. В основном из щук. Их, стоящих под корягами, с байдарки можно увидеть легко. А вот поймать очень даже сложно. Медведица быстра и полноводна, но вот ее расчисткой никто, увы, не занимается. Крючки постоянно цепляются за коряги. Нырять мы здесь, конечно, не рискнули, легко можно угодить на пень или затопленное дерево. Зато такой неприятности в виде бобровых завалов, как на Иловле, удалось избежать. Маршрут был разработан Валерием, просчитан по времени, разложен по этапам, и только потом на него были приглашены туристы. Нам, кроме личных вещей, тащить в поход ничего не пришлось – все обеспечивали организаторы. Палатки, мангал, байдарки, спальники. Можно легко сойти с поезда налегке и сразу попасть в поход. По вечерам по кругу ходит гитара.
– Я здесь несколько песен написал, – признается Максим. – Такое состояние только на Медведице может быть, место-то и впрямь необычное...
Но я вспоминаю недавний поход по Хопру – там тоже песчаные плесы и сосновые леса вполне располагали к творчеству.
География байдарочных походов в нашем регионе широка и разнообразна. Походы на любителя – от маленькой степной реки Чир до широкой Волги. Там туристам предлагают еще одну «аномальную зону» – Столбичи. Знаменитый каньон динозавров барды облюбовали как ежегодную сценическую площадку для своего фестиваля. В ходу у туристов и Судомойка с черепашьими заводями, из которой в районе Тумака байдарки выходят в Волгу.
– Мы вот еще не все ерики в пойме освоили, – говорит Валерий. – Там, правда, есть сложности – нельзя делать открытый огонь, без костра, в общем, приходится обходиться. А места красивейшие! Со студенческих времен все здесь облазили.
Самый известный из ериков, облюбованных туристами, – Верблюд. Он и сейчас остается местом сбора туристов-водников. Здесь они традиционно собираются на открытие и закрытие сезона. Многие уже прошли по горным рекам и сибирским порогам, но тихие речки родной области роднее и ближе. Глядя на заходящее за церковные купола солнце, я вспомнила, что впервые за двадцать лет провела отпуск дома, на Медведице. И жаль, что не делала этого раньше.
DNG