Прорвемся, буера: на коньках под парусом гоняют по льду волжане

Даже самый простой буер может развить скорость до 100 км в час. На старте лучше не зевать.
Буерный спорт – зимний аналог яхтинга, его любят в Европе и Северной Америке, да и в России еще живы традиции «айсбота». В 80-х годах первенства страны по буерному спорту проводились на Волгоградском водохранилище, лед которого – прочный, ровный – считался одним из лучших в России. Сегодня буерный спорт – удел избранных.

Жажда скорости

Буер работает от вымпельного ветра: парус – как крыло самолета. Цель соревнований – пройти замкнутую дистанцию вокруг двух пар поворотных знаков, расположенных на расстоянии 1,5 км. Побеждает тот, кто затратит минимум времени.

И холода не повод для отмены соревнований: участники мчатся по льду со скоростью 100 км/ч.

– Колотые частички льда, снег в лицо и скорость – это такой адреналин, – говорит тренер волжского яхт-клуба Евгений Каширский. – Позади, а может, уже рядом – твои соперники. Еще чуть‑чуть – и кто‑то тебя обгонит. И ты понимаешь, что, если бы немного лучше заточил коньки или парус другой поставил, легко бы «сделал» того, кто секунду назад обошел тебя справа. Но сейчас поздно. Надо гнать, надо проявить волю, быть точным в движениях и не упустить шанс обойти соперника.

Евгений Каширский пришел в волжский яхт-клуб в 16 лет. А как было не прийти, если все твои приятели по двору занимаются спортом: одни греблей, другие – яхтингом. Он выбрал паруса.

Евгений, тогда еще студент, не знал, что выбирает не просто увлечение, а дело своей жизни. В яхт-клубе он построил свою первую маломерную яхту, а затем и первый буер. А потом увлекся строительством парусных лодок.

– Студентом в летний сезон я ходил на яхтах, а зимой, когда все время было занято учебой, становилось скучно. Вот я и решил заняться буерным спортом, – рассказывает Каширский. – Первый буер сделал с помощью наших ветеранов, а второй полностью собрал сам. Месяц работы – и он уже в твоей лодке.

 – Надо сказать, что я не единственный такой умелец, – поясняет Евгений. – Цена нового буера – 4 тысячи евро. Большинство участников парусного спорта не могут это себе позволить. Вот и мастерим сами, нередко из б/у комплектующих от разных лодок.

Арена ледовых ристалищ

Было время, когда Волгоградское водохранилище было лучшим льдом в России. Здесь даже проходили всесоюзные первенства страны.

– Сейчас в Волгограде гоняем в основном на областных соревнованиях, – рассказывает Евгений. – Российские бывают в Санкт-Петербурге, чемпионаты мира – в Финляндии, Германии, но там полноценных гонок еще не было из-за слишком сильных морозов.

Буерный спорт – удел избранных: холодно, денежно, зрителей и трибун нет. Кто хочет, выискивает возможности заниматься и участвовать в соревнованиях. Но все – за свой счет.

Занятия в волжском яхт-клубе проходят по выходным. Тренируются на Волгоградском водохранилище спортсмены из трех регионов. Из монотипов присутствует только класс DN, обязанный своим появлением коллегам из газеты Daily News, которая в 1916 году объявила конкурс на самую простую и доступную конструкцию буера.

Сегодня буерное сообщество наиболее развито в Европе и Северной Америке, а самым популярным классом остается DN. Так, на ежегодном чемпионате мира количество участников переваливает за сотню. Причем соревнования проводятся не только среди профессиональных спортсменов, но и среди юниоров.

В России буерный спорт продолжает существовать во многих городах – Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке. В зависимости от региона и оставшегося после Советского Союза наследия развиваются различные классы.

Зимой по всей стране проводится с десяток чемпионатов различного масштаба – от регионального до международного уровня. В Волгоградской области наиболее популярны однодневные «праздничные» соревнования: 23 Февраля и 8 Марта, к которым и сейчас активно готовятся волгоградские спортсмены.

Досье

Что такое буер?

Он похож на яхту облегченной конструкции на коньках и под парусом, движется от силы ветра и способен развивать скорость на гладком льду до 100 км/час.

В зависимости от класса и модификаций парус имеет треугольную форму площадью до 6 кв. м, обычно он один. Гик и шкот помогают настроить и отрегулировать парус под угол атаки ветра.

Тормозной системы нет. На буере она не применяется, так как есть угроза сорваться в «штопор». Остановиться можно с помощью разворота носа против ветра, чтобы парус прекратил работу.

Официально зарегистрированный рекорд скорости принадлежит Ричарду Дженкинсу и его команде Greenbird. Их буер развил скорость в 203 км / ч на солевом озере в Калифорнии. Именно эта цифра считается рекордом среди парусных транспортных средств.

История

Известно, что царь Петр I требовал расчищать снег у Зимнего дворца и катался на ледовом буере. Буеры изготавливали на Партикулярной верфи. Дочь Петра I Елизавета тоже была не чужда этому развлечению.

Большое распространение буеры получили в Санкт-Петербурге при развитии яхт-клубов в XIX веке. Буерные регаты проводились местными яхт-клубами в районе Петергоф – Стрельна и собирали до 100 вымпелов. Во время Великой Отечественной буер использовали для незаметного подхода к противнику и десантированию групп. У финнов, правда, были аэросани, но они уступали буерам в скорости. Хотя при непосредственном боевом соприкосновении экипаж ледовой яхты ничего не мог противопоставить легкобронированным и вооруженным пулеметом аэросаням.

Самой ответственной операцией стала Дорога жизни во время блокады Ленинграда. С наступлением зимы 1941 г. было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Команды буеров состояли из ленинградских спортсменов, в их числе были известные яхтсмены.

Предполагалось создать флотилию из 300 буеров, которая, по расчетам специалистов, смогла бы ежедневно доставлять в блокадный город более тысячи тонн грузов и переправлять через озеро десятки тысяч человек.

«Буерная флотилия указанных размеров, – говорилось в записке, – заменит не менее 600–700 машин ГАЗ, не требуя для перевозки бензина».

Однако хотя для буеров и не нужно было топлива, но был необходим ветер. А если он и дул, то зачастую с недостаточной силой. Поэтому большие грузовые буера использовать не стали. А вот маленькие парусные, способные идти под любым ветром, использовались в военных и вспомогательных целях.

В спецотряде было 75 буеров, у них было 19 ледовых машин, и они участвовали в обеспечении движения по знаменитой Дороге жизни во время блокады Ленинграда.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях

нет


Добавить комментарий