Татьяна Лебедева: «Лондонская Олимпиада для меня как вызов»

Татьяна Лебедева: «Лондонская Олимпиада для меня как вызов»
Глава областной Федерации легкой атлетики, депутат Волгоградской облдумы, действующая спортсменка, мама двоих детей... Это все о чемпионке и многократном призере Олимпийских игр Татьяне Лебедевой.

– Татьяна, первый вопрос вам как главе Федерации. Волгоград традиционно славен легкой атлетикой. Каковы шансы волгоградских легкоатлетов попасть в олимпийскую сборную?
– Прежде всего, хочу сказать, что в прошлом году был решен важный вопрос финансирования ведущих атлетов в нашем виде спорта. Прежде страдали перспективные спортсмены, которые были на подступах к главной команде страны. Если раньше они могли участвовать в сборах либо в составе сборной, либо за свой счет, то теперь получили больше возможностей для полноценной подготовки к важным стартам. Что касается представительства волгоградцев в сборной, 6-7 человек у нас традиционно становятся олимпийцами. Сейчас реально на поездку в Лондон претендует порядка десяти человек, причем чемпионка мира Юлия Заруднева-Зарипова и двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева олимпийские лицензии уже получили. Для остальных все решится в ходе чемпионата России в Чебоксарах 3-6 июля, который станет одновременно и отборочным в борьбе за право на участие в Играх. К сожалению, в числе участников не будет по уважительной причине Елены Слесаренко и Анны Гефлих, которые решили стать мамами. Надеюсь, позже они все же вернутся в большой спорт.
– Итак, кто же из волгоградских легкоатлетов будет бороться за олимпийскую лицензию?
– Оля Кучеренко проявила себя в минувшем сезоне как настоящий боец, у нее за плечами «серебро» чемпионата мира. На Олю возлагаются большие надежды. Реальные шансы попасть на Олимпиаду у Антонины Кривошапка и Ольги Топильской. Вместе с Ольгой Кучеренко они сейчас на сборах в Кисловодске. Прекрасно проявил себя в прошлом году молодой десятиборец Илья Шкуренев. Как и у Алексея Сысоева, залечивающего серьезную травму, у него нет пока летнего норматива, но на чемпионате России у них есть шанс его выполнить. В тройном прыжке у нас есть Илья Ефремов, участник чемпионата Европы в Барселоне в 2010 году. В его активе – прыжки под 17 метров, и Илье вполне по силам отобраться в команду. В женском тройном прыжке хорошие шансы у Анастасии Потаповой-Тарановой. Для нее очень важно обрести стабильность. Зимой она показывает высокие результаты, а летом выступает слабее. Но в преддверии Олимпиады мотивация у всех повышенная, и хочется надеяться, что это поможет ей обрести уверенность. В женском тройном прыжке у Оксаны Удмуртовой, не выступавшей два года, как и у меня, тоже неплохие шансы. Я упомянула не всех ведущих спортсменов области, но хочу подчеркнуть, что шанс есть не только у тех, кого я назвала.
– Поговорим подробнее о кандидате в сборную Татьяне Лебедевой.
– Подготовка идет тяжелее, чем я предполагала, хотя своей работой в марте и апреле довольна, силовые показатели хорошие. Но когда пошли прыжковые упражнения, настроение немного изменилось. Если раньше могла через день прыгать, то сейчас только два раза в неделю. Связки требуют больше отдыха.
– Вы уже определились, в каком виде будете выступать?
– Пока нет, хотя изначально больше ориентировалась на тройной прыжок. Запланировала выступление в рамках «Бриллиантовой лиги» в Дохе, чтобы понять, на что способна. Я почти три года не прыгала тройной, и нельзя сказать, как нога себя поведет. И теперь продолжаю определенное лечение, но насколько оно эффективно, покажут старты. Раньше запасов энергии у организма было, конечно, больше, сейчас приходится подключать все резервы. Мышцы уже не такие эластичные, как прежде.
Многие спортсменки после рождения ребенка испытывают прилив сил, обнаруживают скрытые раньше резервы…
– У меня сильна мотивация и есть внутренний подъем. Не случайно так хорошо прошел этап силовой подготовки, даже улучшила личные рекорды. Но организм не обманешь. Для полноценного восстановления связочного аппарата необходимо время. Абсолютную силу легче набрать, а для разработки связок нужно прыгать и прыгать. Честно говоря, есть определенный страх, что просто не хватит времени для подготовки мышц к такой работе.
– Может, от каких-либо из ваших многочисленных функций стоит на время отказаться?
– Я расставила приоритеты. Сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, написала заявление, чтобы на время меня освободили от депутатской деятельности, хотя помощники конечно же продолжают работу. Прихожу только на заседания комитетов, где обсуждаются вопросы, реально требующие моего присутствия. Свадебным генералом нигде быть не хочу. Что касается работы в Федерации легкой атлетики, бываю на заседаниях президиума при обсуждении ключевых вопросов. На это можно выкроить время без ущерба для тренировочного процесса. Кроме этого, в Волгограде тоже есть очень хорошие помощники.
– Как дети реагируют на вашу занятость?
– Старшей, которой скоро десять, конечно нас не хватает. Но мы не можем ее брать с собой в поездки, отрывать от школы. А у младшей уже такое количество отметок и виз в паспорте, что мало у кого из взрослых столько увидишь. Она практически всегда с нами. 90 дней в течение полугода можно проводить за рубежом, а у нее уже 86. До июня ей уже нельзя за границу – лимит практически исчерпан.
– Позади три Олимпиады. Есть шанс попасть на четвертую. Ожидания сравнимы? Эмоции?
– Каждая из них переживается по-новому. Первая – любопытство, вторая – должна победить любой ценой, к третьей после операции готовилась с большими сомнениями, не зная, чего от себя ожидать. Сейчас у меня пока иная цель – попасть на Олимпиаду. Себя завожу – не слабо восстановиться? Это как вызов. Борюсь сейчас не с соперницами, а со своим эмоциями. Мотивация настолько сильна, что может захлестнуть меня. Для обычного человека я вполне здорова. А вот сверхнагрузки даются тяжело, и нужно прислушиваться к организму. Но я «общаюсь» с ним, с организмом, уговариваю его потерпеть пару месяцев (смеется). Хайке Дрекслер в 36 лет выиграла Олимпиаду, Виктор Санеев участвовал в четырех, причем выиграл три «золота» и «серебро». Такие примеры завораживают. Спортсмены, как наркоманы. Нам не хватает адреналина в обычной жизни. Тем и нравится спорт, что там все чисто, нет подковерной борьбы. Если ты сильнее – вышел и всех порвал. Или тебя долбанули. Но все по-честному.
– Вы знаете, что среди журналистов у вас едва ли не идеальная репутация? Как человека искреннего, контактного, доброжелательного. Что вас весьма отличает от многих звездных спортсменов.
– Поначалу случалось обижаться на ваших коллег, даже черный список составляла. Но это прошло быстро. В общении с прессой есть простые правила. Нужно быть искренним, но при этом аккуратно обходиться со словами, чтобы не было возможности их двусмысленно трактовать. Чтобы недодумывали за тебя. Будешь относиться к людям с душой, к тебе так же будут относиться. Однажды видела, как знаменитая Светлана Мастеркова – гордость нашего спорта, в 2003 году пыталась взять интервью у наших спортсменов на чемпионате мира. Они пробегали мимо нее и отмахивались. Люди, которые еще не выиграли ничего, так относились к двукратной олимпийской чемпионке. Мне это видеть было неприятно. Как бы ни было трудно, надо уважать труд журналистов. Даже если плохо выступил, надо высказаться, самому легче станет. Победы, поражения, смех, слезы – это все настоящее. То чем так силен и притягателен спорт и не нужно обделять людей возможностью прикосновения к этому  миру. Тем самым ты привлекаешь в спорт новых людей, тем самым ты популяризируешь спорт, здоровый образ жизни. А это, в конечном счете, наша самая главная задача.