
Труднее достучаться
– Школа, основанная 57 лет назад Валентиной Мокринской, продолжает находить и растить новые таланты – какой вам запомнилась Валентина Ильинична?
– Сухая, жилистая, невероятно энергичная и темпераментная женщина. В приступе гнева могла и связку ключей швырнуть. Она была директором школы, связка увесистая получалась. (Смеется.) Но главное, конечно, – это то, что она сделала для развития этого прекрасного вида спорта в Волгограде. Как и Валентина Матвеевна Бастиан, и Аида Георгиевна Лаврова, Мокринская – одна из основательниц школы художественной гимнастики в нашем городе. Все они были очень разные. Мой тренер Аида Георгиевна никогда голос не повышала, терпением обладала фантастическим. Но стоило ей сказать: «Татьяна!» – и я уже в обмороке. Сейчас до детей труднее достучаться. Мы у них фоном идем.
– К нам в этом году приехали серьезные команды – ваши воспитанницы были?
– Несколько чемпионок разных стран. Одна из них – Натэла Болотаева – имеет хорошие шансы попасть на Олимпиаду. Состав участниц был представительным, тем более что у нас и разряды присваиваются. Только у нас в регионе 35 отделений художественной гимнастики, почти во всех районах люди работают. Девочки во все времена хотят быть красивыми. (Смеется.) Дело в традициях, у нас всегда было много хороших гимнасток. В определенный период даже база сборной России по групповым упражнениям находилась в нашем городе.
– Наши гимнастки не уступают спортсменкам из других регионов?
– Уровень вырос везде, во всей стране. И нам, конечно, трудно конкурировать с такими центрами, как в Омске, Москве… Условия не сравнить, но ничего – соревнуемся. Вот сейчас 12 наших детей поехали на первенство ЦСКА в Москву. Но там важнее не результат, а оценка перспектив, идет просмотр малышей. Затем уже будет формироваться сборная Вооруженных сил, и я надеюсь, что две наши девочки в нее попадут.
Корейцы наступают
– Сегодня многие родители хотят отдать детей в спорт как можно раньше – как относитесь к этому?
– Я против, в нашем виде спорта оптимально начинать в пять лет. А все остальное – это от несбывшихся мечтаний родителей. Многие, кстати, требуют, чтобы с их ребенком занимался именно самый главный, самый знаменитый тренер! В то же время не согласна с утверждениями, что в художественной гимнастике уже в 18 уходят на пенсию. Ведущей гимнастке ЦСКА Кате Селезневой – 25 лет, а лучшая испанская спортсменка выступала до 30 лет. В групповых упражнениях вместе с нашей Анжеликой Стубайло стоит Анастасия Максимова из Нижнего Новгорода, которая уже на двух Олимпиадах выступала. А Евгения Канаева и вовсе побеждала на двух Олимпиадах. У нас в большой спорт даже после родов возвращаются!
– Вы в очередной раз поработали за рубежом, теперь в Южной Корее. Как впечатления?
– Фантастика. От их трудолюбия я была в шоке. Прежде думала, что моя Ариадна Кан – трудяга. Но в сравнении с ними она лентяйка. Там тренер может даже немного припоздать, а родители сами все приготовят для занятий. Стол поставят, кофе тренеру принесут. Девчонки сами проводят разминку, садятся на шпагаты, а потом пашут без перерыва порой по семь часов. Все ждала, когда у них батарейки перегорят, но не дождалась. Смотрят горящими глазами на тренера, постоянно благодарят и никогда не плачут. Однажды заметила слезы у девочки, так она, чтобы никто их не заметил, смеялась! Боль гасила улыбкой.
– А сам тренировочный процесс?
– Детально я его оценивать не могу, так как туда прилетела, чтобы тренировать свою американскую девочку-звезду. Ее папа получил новое назначение, переезжает в Корею, и меня пригласили ее потренировать. Мы уже давно с Алиссон знакомы, она не раз приезжала к нам в Волгоград и сейчас хотела, но родители не отпустили. Она хочет в Волгоград все время! (Смеется.)
– Если кореянки так работают, почему не чемпионки до сих пор?
– У них нет своих хороших специалистов. Одна из моих воспитанниц скоро поедет туда работать. Они хорошо понимают свою проблему. Как раз во время моего пребывания в Корее появилась информация о вакансии главного тренера сборной Кореи. Мне сразу начали нашептывать – подавай документы. Но я за границей долго не выдерживаю. (Смеется.) Да и как я свою школу брошу? А они хотят именно русских специалистов.
– Как думаете, они добьются своего?
– Думаю, да. Как это получается у американцев. Наша воспитанница Света Аршинова (Савинкова) работает там уже четвертый год, и у нее уже есть шикарные дети. Хотя тренировать их очень тяжело. Но что забавно: из десяти детей, что у нее занимаются, – восемь из семей наших бывших соотечественников. Плюс еще одна девочка – индианка. Вообще в США уже много тренеров из России, Беларуси. И у всех есть результаты.
Талантов не перечесть
– Вернемся к Волгограду – у нас растут новые чемпионки?
– Извините за нескромность, тон по‑прежнему задают школы Болотиной и Сорокиной. Из детей есть кого выделить. Первая – это Анна Вакуленко. Видео с ее выступлением уже посмотрела Ирина Винер и сказала: «Геть сюда!» Но в Новогорск я ее не отдам, пока ребенок не окрепнет, пока не повзрослеет. Не хочу, чтобы ее сломали. Она пока возле меня, как возле мамы. Арина Бычкова – за один год такого прогресса добилась, что просто удивительно. Это ученица моей ученицы Насти Березиной. Когда Настя была в декрете, я попросила ее на время взять эту девочку, и она разрешила. Да долго всех перечислять!
– То есть художественная гимнастика у нас сильная?
– Да, мы боремся, и есть результаты, есть кем гордиться, хотя порой самых больших успехов наши девочки добиваются, представляя уже другие регионы. На то есть объективные причины, но обидно, когда они не могут реализовать свои возможности по не зависящим от них причинам. Вот Анжелика Стубайло занималась у нас восемь лет, на первенстве России выступала, потом уехала и несколько лет тренировалась в Москве. В этом году ее взяли в сборную России. Кстати, Ирина Винер всегда за то, чтобы в документах указывался первый тренер спортсменки, город, где она начинала.
Поделиться в соцсетях
нет
Добавить комментарий