В бездну, как в перину

В бездну, как в перину
В «парашютной» карьере Ирины Фалалеевой были приземления и в коровье стадо, и на высоковольтную линию

Если тебе страшно даже вечером перейти из одной комнаты в другую – надо прыгнуть с парашютом. Однажды десятилетней девочке приснилось, как в пшеничное поле спускается с небес парашютист, и она уверила себя, что должна сделать нечто подобное и тогда перестанет быть трусихой. Но приблизиться к исполнению заветного желания Ирине удалось только после окончания училища и переезда из Луганска в Волгоград.

Опозориться? Ни за что!

– Свой первый прыжок помнят все, – уверена председатель областной федерации парашютного спорта Ирина Фалалеева. – Глянула я вниз, а под нами стадо баранов пасется. Куда я полезла, как баран? Но сразу другая мысль: опозориться перед ребятами? Ни за что! Прыгнула, и тут же наступила эйфория. Слышу, как птички поют, а самое главное – невероятное чувство гордости: я, боявшаяся всего на свете, сделала это!

Потом она не раз будет наблюдать те же эмоции у своих подопечных. Как мальчишки и девчонки независимо от возраста удивительно преображались после первого же полета. Потому что у каждого человека есть свои комплексы, есть страстное желание достичь своей мечты. И что еще более важно, летая в небе, они находят настоящих друзей на земле. Потому что вместе преодолевают свои страхи, потому что это в порядке вещей, когда надеваешь парашют, сложенный другим. А это значит, что ты доверяешь ему свою жизнь.

– Я приезжала в клуб со второй смены в 12 ночи, – вспоминает Ирина Фалалеева, – и меня наша группа всей толпой встречала на остановке и провожала. И ждал меня уже не один подготовленный друзьями парашют, а восемь!

Пять минут орел, а дальше – лошадь

Принято считать, что самый трудный прыжок – второй. Когда уже ждешь, что после выброса купола коленки перед самым носом окажутся, когда запас отчаянной смелости, накопленный для первого прыжка, уже иссяк. И тебе снова предстоит шагнуть в бездну. А скорость при свободном падении 55 метров в секунду. Зато когда прыгаешь с парашютом, которым можешь управлять, – словно в перину опускаешься. Красота и романтика здесь неизменны, но мало кто знает о любимой присказке парашютистов: ты только пять минут орел, а остальное – лошадь! Когда после приземления приходится тащить на себе снаряжение общим весом в 23 килограмма, в полной мере оцениваешь глубину и мудрость этого выражения. Но самое замечательное, что когда наконец добредешь до своих, тебе снова хочется в небо.

Опытным спортсменам такие расстояния преодолевать, конечно, редко приходится. В соревнованиях на точность приземления им нужно попасть пяткой в точку размером в два (!) сантиметра. По сей день одно из самых ярких воспоминаний связано у Ирины Фалалеевой с днем, когда она выполнила норматив мастера спорта.

– Лет десять к этому шла, – вспоминает Ирина, – а получилось так, что шестимесячную дочку пришлось с бабушкой оставить, чтобы этот день не пропустить. На пять прыжков максимальный допуск не больше 20 см. Все шло отлично, предпоследним прыжком попала в точку идеально, но табло неверно сработало и зажглось 14 вместо ноля. И на последний прыжок остался всего 1 см допуска. Расплакалась от обиды, ушла в сторону. А потом разозлилась и решила рискнуть, пусть даже у меня всего один сантиметр в запасе остался. Поднимаюсь в огромный МИ-6, где шесть человек экипажа, а я там одна. А на земле все с сумками уже готовы уходить. Обидно стало. Поднялись, и тут вижу круг, в котором все 200 человек меня ждут. Можете представить, как мне страшно захотелось не опозориться. И зачем они остались? Прыгнула и снова в ноль попала!

Научить летчика прыгать

Мастерство девушки-парашютистки оценили в Каче, где она десять лет делилась с будущими летчиками-истребителями секретами любимого спорта, не забывая при этом участвовать в состязаниях по купольной акробатике, выигрывая призы самых почетных соревнований. Но уже лет семь, как Ирина Ивановна ограничивает себя только тренерско-преподавательской работой – ведет кружок начальной парашютной подготовки при Центре «Качинец». А в прошлом году она была награждена медалью «Патриот России».

– Всех, кто приезжает к нам на соревнования, – говорит Ирина Фалалеева, – я обязательно вожу на Мамаев курган и в музей-панораму. Мы забываем: то, что для нас очевидно, что мы знаем с детских лет, для многих детей как истории из фантастического романа. Только соприкоснувшись с подлинной историей, дети начинают понимать, в какой стране они живут, какое прошлое у их страны. И они должны им гордиться.

Кстати

Нераскрывшийся купол не повод для паники

В спортивной карьере Ирины Фалалеевой было немало случаев, которые иначе как экстремальными не назовешь. К примеру, однажды ветер вынес ее на забор из колючей проволоки, и отважной волгоградке пришлось ждать товарищей, чтобы освободиться от впившихся в одежду и тело железных шипов. Приземлялась она (если можно, конечно, так сказать) и на провода высокого напряжения, откуда ее, раскачивающуюся на стропах парашютистку, вызволяли электрики. А однажды Ирина приземлилась прямиком в коровье стадо и тут же подверглась нападению бдительной овчарки. Пытаясь увернуться от клыков захлебывающегося в лае пса, парашютистка принялась звать пастуха. Как оказалось позже, это была пожилая женщина, которая прилегла вздремнуть в тени ближайшего дерева. Когда шум все же разбудил ее, бабулька была немало изумлена – что за человеческие вопли прямо из стада? Из без малого четырех тысяч прыжков Фалалеевой были и случаи нераскрытия основного парашюта – пять раз пришлось воспользоваться запасным.

Но она по сей день учит своих ребят в «Качинце»: главное – не паниковать, и тогда выход обязательно найдется.

Фото архив Ирины Фалалеевой