«Великая степь–Дон» не пощадила гонщиков

  • «Великая степь–Дон» не пощадила гонщиков
  • «Великая степь–Дон» не пощадила гонщиков
  • «Великая степь–Дон» не пощадила гонщиков
  • «Великая степь–Дон» не пощадила гонщиков
Один из штурманов московского экипажа Дмитрий Рожнов получил компрессионный перелом позвоночника, а мотогонщик Иван Ли сломал ключицу

Ралли-рейд «Великая степь – Дон», проходивший с 10 по 12 июня, включил в себя сразу несколько соревнований: он стал и третьим этапом чемпионата России по ралли-рейдам, и вторым этапом Кубка страны, и объединенным этапом Кубка и чемпионата по кросс-кантри ралли. Покорять волгоградские степи приехали 37 экипажей на внедорожниках, грузовиках и багги, а также 10 мотогонщиков и квадроциклистов. Среди участников – обладатели Кубка мира, участники ралли-марафонов «Дакар», «Шелковый путь» и «Африка Эко Рейс», действующие чемпионы России по ралли-рейдам. В зависимости от вида и мощности транспортные средства распределили по классам, для каждого из которых проводился отдельный зачет.

Трава по пояс

Местом проведения баталий стали песчаные локации нашего региона: Иловля, окрестности Городища и Гумрака, Фроловского и Серафимовичского районов. В общей сложности – без малого 800 километров, из которых 593 пришлось на три спецучастка (145, 180 и 268 км соответственно), и около 200 на так называемые лиазоны, проходящие по не подготовленным для гонки дорогам общего пользования – здесь экипажи должны выдержать определенный график прохождения точек контроля времени, соблюдая при этом ПДД.

Комиссар по маршруту Сергей Таланцев перед стартом обещал участникам сложную трассу, которая станет отличной тренировочной площадкой перед главным событием в российских ралли-рейдах – марафоном «Шелковый путь», который в начале июля проследует из Москвы в Пекин.

– Маршрут строился непростой, в первую очередь направленный на повышение мастерства пилотов и штурманов, а также подготовку наших спортсменов к ралли-марафону, – отметил легендарный штурман. – В прошлом году волгоградский этап проходил в сентябре, и местность выглядела совершенно по?другому, не так, как весной и в начале лета. Тогда это были настоящие песчаные степи, а сейчас они заросли травой по пояс. Разумеется, для спортсменов это дополнительное испытание.

Природа вообще приняла очень активное участие в отчетной гонке. Помимо зелени, дополнительные препятствия для пилотов создали прошедшие за несколько дней до старта дожди – таким образом, участникам предстояло преодолевать не только высокие барханы и кустарники, но и лужи.

Гонка умов, а не моторов

В отличие от классического ралли, в ралли-рейдах у спортсменов нет возможности заранее ознакомиться с трассой, которую им предстоит преодолеть. Единственный ориентир – дорожная книга. Она тщательно изучается штурманами и выступает для спорт­сменов путеводителем по неизведанным дорогам, а вернее – бездорожью.

В гонке экипаж предоставлен сам себе – для связи с внешним миром – только специальный прибор, позволяющий организаторам следить за перемещением участников. На нем имеются кнопки «SOS» и «ОК» – первая, как нетрудно догадаться, предназначена для экстренных ситуаций, когда спортсмены не могут самостоятельно решить возникшую проблему. Забегая вперед, отметим, что нажимали на нее во время волгоградского марафона много раз – у участников были и проблемы со здоровьем (штурман из Коломны Дмитрий Рожнов почувствовал недомогание и в итоге покинул трассу на вертолете), и аварии, и прочие технические сложности, из?за которых экипажу требуется помощь организаторов.

Между тем главная прелесть ралли-рейдов в том, что это соревнования не столько техники (хотя, разумеется, состояние машин имеет важнейшее значение), сколько самих пилотов и штурманов. Здесь усиленные УАЗ и «Нива» вполне способны обогнать оснащенные более мощным двигателем Mitsubishi и BMW, а «Газели» вполне по силам опередить Ford.

Но независимо от марки, каждый автомобиль, участвующий в ралли, является плодом кропотливой работы и многомиллионных затрат конструкторов. На первом же месте в любом случае – человеческий фактор, уровень мастерства пилота и штурмана. При ошибке одного из них машина вполне может перевернуться, как это случилось в первый же гоночный день с не разглядевшим за буйной растительностью крутого поворота москвичом Всеволодом Кущинским – его Toyota не прошла и половины первого спецучастка протяженностью 145 км. Удивляться подобным случаям не приходится – скорость автомобилей на соревнованиях достигает 150–160 км?/?час, и при таких показателях малейшая оплошность может привести к опасным последствиям.

Волгоградское проклятие петербуржца

В первый же день сошли с дистанции и многие другие экипажи. Мария Опарина из Санкт-Петербурга – успешный пилот и главное украшение любого ралли-рейда – была вынуждена остановиться на своем багги уже на 46?м километре трассы: у нее возникли проблемы с двигателем.

Кстати, согласно старому анекдоту, победу в гонке одерживает пилот, проигрывает штурман, а виноваты всегда механики – возможно, с Машей произошло именно это. Конкурент Опариной Сергей Калинин тоже не снискал счастья в позеленевшей степи – его мини-вездеход перевернулся. А обиднее всех должно быть петербуржскому мотогонщику Ивану Ли. В прошлом году он буквально летел по волгоградским степям к победе, но незадолго до финиша сломал руку. В этом году Иван опять получил травму, но, благо, ограничился ушибом и в итоге завершил дистанцию вторым, уступив москвичу Михаилу Лапшину. Впрочем, травмы в ралли – дело обычное. При этом мотоциклисты рискуют переломать все кости, а у автомобилистов, как правило, страдает спина.

– А вы попробуйте проехать по обычной грунтовой дороге со скоростью свыше 100 километров в час! – говорит волгоградец Михаил Алтухов. – На низкой легковушке может хватить и 60 – удар на неровностях приходится именно в спину, на боли в ней со временем начинают жаловаться все гонщики. Таковы издержки нашей профессии, тут ничего не поделаешь.

Получили бесценный опыт

Статус фаворита чемпионата страны по ралли-рейдам в абсолютном зачете в покрытых зеленью степях Волгоградской области подтвердил обладатель Кубка мира Владимир Васильев на BMW X3. В тандеме с блестящим штурманом Константином Жильцовым они уже в первый день имели солидный отрыв от преследователей, который к окончанию гонки составил более 50 минут – победа, что называется, безоговорочная.

– Это была очень интересная гонка! – поделился впечатлениями после финиша Владимир. – Признаюсь, в некоторых моментах становилось откровенно страшно, потому что иногда приходилось ехать вслепую – в высокой траве ничего не видно, просто верил штурману и нажимал на газ. В какой?то момент на заключительном спецучастке я испугался, что меня кто?то обгоняет, но оказалось, что это… мое же колесо. Переглянулись с Костей, остановились, вернули его на место и поехали дальше.

На итоговой пресс-конференции участники и организаторы шутили, что единоличным победителем гонки все?таки стал комиссар маршрута Сергей Таланцев – так высоко они оценили выполненную им работу.

– Трасса получилась очень сложной, в какой?то степени Сергей даже переусердствовал, – заявил штурман Константин Жильцов. – Он вывел чемпионат России на новый уровень, здесь не было пятикилометровых участков, где нужно просто бездумно нажимать на газ. Все участники плутали, искали указанные на дорожной карте точки. В итоге половина вообще не смогла преодолеть дистанцию, зато те, кто сумел это сделать, получили бесценный опыт.

Применять этот опыт многим участникам рейда «Великая степь – Дон» придется уже 8 июля, когда в Москве будет дан старт международному ралли-марафону «Шелковый путь» протяженностью без малого 11 тыс. километров. А в волгоградских песках рев внедорожных моторов в следующий раз можно будет услышать в сентябре: здесь состоится ралли-рейд «Великая степь – Шелковый путь».

Результаты ралли-рейда «Великая степь – Дон»

Кубок России по кросс-кантри ралли

1?е место Поперечный Станислав

2?е место Четвертаков Алексей

Чемпионат России по кросс-кантри ралли в классе эндуро квадроциклы

1?е место Вицюк Вячеслав

2?е место Максимов Александр

Чемпионат России по кросс-кантри ралли в классе кросс-кантри 450

1?е место Лапшин Михаил

2?е место Ли Иван

3?е место Семенюк Игорь

Кубок России по ралли-рейдам

Т3

1?е место Калинин Сергей/Калинин Дмитрий

2?е место Нурсубин Марат/Шайнуров Ильшат

3?е место Хмельницкий Игорь/Кожухов Дмитрий

Raid

1?е место Вилцанс Алдис/Рудницкий Андрей

2?е место Кирпилев Максим/Шмайлов Вадим

Абсолют

1?е место Рудской Андрей/Загороднюк Евгений

2?е место Фролов Владимир/Шубин Кирилл

3?е место Иевлев Дмитрий/Филатов Михаил

Чемпионат России по ралли-рейдам

Т3

1?е место Калинин Сергей/Калинин Дмитрий

2?е место Нурсубин Марат/Шайнуров Ильшат

3?е место Хмельницкий Игорь/Кожухов Дмитрий

R

1?е место Вилцанс Алдис/Рудницкий Андрей

2?е место Боровков Борис/Алтухов Михаил

3?е место Кирпилев Максим/Шмайлов Вадим

Т2

1?е место Терентьев Александр/Беркут Алексей

2?е место Иванов Константин/Горьков Александр

Т1 (абсолют):

1?е место Васильев Владимир/Жильцов Константин

2?е место Рудской Андрей/Загороднюк Евгений

3?е место Фролов Владимир/Шубин Кирилл

Командный зачет:

1?е место NEW Generation Racing Team

2?е место SUPROTEC RACING

3?е место ПЭК

Фото Александр Куликов.